Горшкова Инна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать +Заказ
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи
Горшкова Инна Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с № 38 «Малыш»
«Начала, заложенные в детстве человека, похожи
на вырезанные на коре молодого дерева буквы,
растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.»
В. Гюго
Здоровье - это состояние физического, психического и социальногоблагополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физическихдефектов. А современные представления о здоровье человека неразрывносвязаны с его речевым развитием, коммуникативными возможностями испособностью найти адекватное вербальное выражение своим мыслям,чувствам, стремлениям.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для дошкольников с нарушением речи характерна недостаточнаясформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, чтопроявляется в нарушении внимания и памяти, мышления (особеннословесно-логической формы, в недоразвитии артикуляционной и мелкоймоторики. Кроме того, у детей посещающих логопедическую группу, естьпсихофизиологические особенности, которые проявляются во всех видахдеятельности. Большинство детей в группе имеют проблемы со здоровьем,почти все дети состоят на учете у невропатолога; многие имеют хроническиезаболевания; некоторые очень часто болеют простудными заболеваниями; убольшинства наблюдаются нарушения осанки, слабое развитие отдельныхгрупп мышц, нарушение общей моторики.
Именно поэтому, логопедическаяработа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но издоровья, и личности детей в целом.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении впрактику здоровьесберегающих образовательных технологий. Технология - это совокупность методов,приемов, материалов используемых для достижения определенных целей.
Поскольку основной целью нашей работы является сохранение иукрепление здоровья детей, естественно перед нами встает вопрос о комплексномиспользовании в нашей работе здоровьесберегающих технологий.
Технологии обучения здоровому образу жизни :
соблюдение режима дня;
игротренинги и игротерапия;
формирование валеологической культуры ребенка;
массаж и самомассаж.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
рациональное и сбалансированное питание;
использование приемов релаксации;
закаливание;
все виды профилактических гимнастик.
Коррекционные технологии :
музыкотерапия;
цветотерапия;
сказкотерапия;
психогимнастика;
логоритмика.
Только комплексное воздействие на ребенка, совокупность методов иприемов в коррекционной работе может дать успешную динамику речевогоразвития. Мне хотелось бы остановиться подробнее на некоторых технологиях, и определимих место в режиме дня.
Каждое утро мы начинаем с артикуляционной гимнастики,а также проводим её в течение дня индивидуально.
Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - подготовить артикуляционныйаппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Конечно,здесь необходим индивидуальный подход и строгое соблюдениерекомендаций нашего логопеда (какие именно артикуляционные упражненияпроводить с определенным ребенком на данном этапе).
Пальчиковая гимнастика. Мы знаем расхожую фразу:«Играем пальчиками – развиваем речь».
Развитие мелкой моторики пальцев рук на занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Работу с воспитанниками по развитию
движений пальцев и всей кисти стараюсь
проводить в свободное время утром и после сна, во время занятий.
Упражнения подбираю так, что бы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Также стараюсь сочетать упражнения по развитию мелкой моторики собственно речевыми упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Занятия утренней гимнастикой в логопедической группе проводятся мной ежедневно.
В своей работе я использую различные варианты утренней гимнастики по содержанию и форме.
В традиционные комплексы утренней гимнастики включаю различные виды ходьбы, бега, различные перестроения, прыжки, дыхательные упражнения. Также применяю общеразвивающие упражнения. Использую разные исходные положения: стоя, сидя, лежа и т. д. При проведении утренней гимнастики использую.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательнаягимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности инаправленности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработкаправильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекциейзвукопроизношения. Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приёмов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную двигательную активность, создаёт положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Зрительная гимнастикапроводится регулярно 2-3 раза вдень по 3-5 минут. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я обязательно учитываю особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.
На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения провожу под музыку. Умение расслабится помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме всередине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправления неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словестные инструкции.
После обеденного сна под моим руководством дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица. Артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, а также хождение по рефлекторным дорожкам. Всё это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний.
Гимнастика пробуждения– ориентирована на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Приступать к осуществлению такой гимнастики я начинаю с проснувшимися детьми, другие присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика после сна содержит компоненты: потягивание; последовательное и синхронное поднимание и опускание рук и ног; элементы самомассажа; и иные компоненты. Основной принцип в проведении гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, головокружение. Продолжительность гимнастики продолжается – 4-5 минут.
Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ходьба помассажным дорожкам.
Проведение оздоровительной гимнастики помогает улучшитьнастроение детей, поднять мышечный тонус, атакже способствуетпрофилактикенарушений осанки и стопыи укреплениюорганизма детей.
Дети занимаются босиком, можно сочетать с дыхательнымиупражнениями.
Игры на развитие мелкой моторики.
Самомассаж.
Массаж - воздействие на биологически активные точки,расположенные на определенных участках тела ребёнка. Воздействие наточку улучшает энергетический баланс организма, стимулирует, или,наоборот, успокаивает нервную систему, регулирует питание тканей.
Самомассаж провожуне только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, в течение днямногократно, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
Также при проведении самомассажаиспользую различные предметы, например, шестигранного карандаша, абрикосовых косточек,сосновых шишек, различных массажных мячиков.
И более подробно мне хотелось бы остановиться на использовании внашей работе приемов самомассажа с помощью су-джокмассажера.
Одной из нетрадиционных технологий является су-джок терапия («Су»– кисть, «Джок» – стопа). Основанная на традиционной акупунктуре ивосточной медицине, она считается одной из лучших системсамооздоравления.
В коррекционно-логопедической работе приемы су-джок терапии активно использую в качестве массажа, для развития мелкой моторикипальцев рук, для стимуляции речевых зон коры головного мозга, а также сцелью общего укрепления организма детей.
Приемы су-джок терапии:
1. Массаж специальным шариком.
точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным
Прокатывая шарик между ладошками, дети воздействуют на этиточки. Дети повторяют слова ивыполняют действия с шариком соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. И следующий прием это:
2. Массаж эластичным кольцом, которое является эффективнымспособом профилактики и лечения болезней. Дети одевают кольцо на палеци проводят массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Этооказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важновоздействовать на большой палец, отвечающий за голову ребенка.
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики:
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование су-джок шаров при автоматизации звуков. (ребенокпоочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш»)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговариваястихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один - много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу к ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладоньюшарик, откатывает его назад, называя существительные во множественномчисле. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование су-джок шаров для развития памяти и внимания
Развитие фонематического слуха и восприятия «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет». «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»«Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»Упражнение «Раздели слова на слоги» :Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем
считает количество слогов.
6. Автоматизация и дифференциация звуков
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слоге (слове) звук»
«Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельностипедагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами су-джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступаетвыраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применениеникогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители вдомашних условиях. Простота применения – для получения результатапроводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су-джокшариков. Таким образом, су-джок терапия - это высокоэффективный,универсальный,доступныйиабсолютнобезопасныйсамооздоровления и самоисцеления. В сочетании с упражнениями покоррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматическихкатегорийспособствуетповышениюфизическойработоспособности детей и возможность для оптимальной целенаправленнойречевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитиеречи.
Вся работа по здоровьесбережению проводится в тесном контакте совсеми специалистам ДОУ. Психолог детского сада проводит с детьми игротренинги, психогимнастику, игры на развитие эмоционально-волевойсферы, упражнения на релаксацию. И конечно, учитель-логопед судовольствием работает не только с детьми и их родителями, но и обучаетмолодых специалистов.
Кроме традиционных форм работы с родителями мы проводим мастер-классы по их обучению всем видам профилактических гимнастик. Организовываем родительские собрания, родительские клубы, где обучаемродителей приемам использования здоровьесберегающих технологий и даем рекомендации поих применению в домашних условиях. Играем с детьми и родителями на прогулках.
Таким образом, в результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий : повышает обучаемость, улучшает внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; коректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз развивается общая и мелкая моторика; формируется двигательные умения и навыки формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис, формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи.