Елена Варганова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по плаванию с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития российской системы образования актуальны ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ОВЗ.
Обеспечение реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в области образования.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по плаванию с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что образовательное учреждение должно обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). [1].
Ежедневно мы наблюдаем ухудшение психосоматического здоровья детей в непростых обстоятельствах нашей жизни. Проблема разработки новых эффективных способов работы с "особыми" детьми сегодня одна из самых актуальных.
Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. [9, с. 4].
У дошкольников с нарушениями речи страдают восприятие, внимание, мышление. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они не воспринимают последовательность заданий, сложных инструкций. Дошкольники с трудом овладевают анализом, синтезом, отстают в развитии словесно-логического мышления.
Если недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений по словесной инструкции, недоразвитие мелкой моторики, снижен интерес к игровой деятельности. [9, с. 7].
Плавание - наименее травматичный вид спорта и поэтому выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здоровьесберегающих технологий можно увидеть в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по обучению плаванию. Расширение форм коррекционного воздействия на детей, сохранение и укрепление их здоровья, позволяет совершенствовать коррекционно – образовательный процесс и поднимает профессиональный уровень специалистов, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо. [3, с. 2].
В нашем детском саду работают 2 группы компенсирующей и 1 группа комбинированной направленности. Главным в моей работе является создание образовательной модели обучения детей плаванию, направленной на решение как коррекционных, так и оздоровительных задач.
В данной модели активно используются разнообразные формы проведения занятий, различные методы и приемы, элементы здоровьесберегающих технологий :
1. Дыхательная гимнастика
Она играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей, так как дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизирующее дыхание. На занятиях плаванием чаще используется успокаивающее дыхание, т. к. оно гасит избыточное возбуждение и нервное напряжение, нейтрализует последствия конфликта. Мы придерживаемся ступенчатой методики. Так, в младших группах используются упражнения «ветерок», «горячий чай», «сдуй шарик». В старших группах уже более сложные упражнения: «поздоровайся с рыбкой», «задуй свечу». Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность. Доказано, что совмещение плавания и дыхательной гимнастики дают положительный результат. [8, с. 93-97].
2. Корригирующая гимнастика
На занятиях используются упражнения для профилактики различных нарушений осанки. Для профилактики детского плоскостопия в водной части используется ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений, включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стихами. [4, с. 53].
3. Пальчиковая гимнастика и логоритмика проводятся в виде игровой паузы в любой удобный отрезок времени, после активной деятельности детей на занятии с одновременным проговариванием коротких речетативов. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. [5, с. 27].
4. Игровой самомассаж
Известно, что у детей с ОВЗ наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук.
Самомассаж дошкольников сопровождается веселыми стихами, призванными обыграть массажные движения, яркими образами, вызывающими интерес детей, позволяющими раскрепоститься, не задумываясь о терапевтическом эффекте упражнений, Мы пришли к выводу, что игровой самомассаж вполне уместен в водной и заключительной части занятий, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения с использованием массажных мячиков. [6, с. 49].
5. Гимнастика для глаз
Как показали современные исследования, гимнастика для глаз улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять, поэтому зарядку для глаз мы проводим в перерывах после отрабатывания навыков ныряния. [8, с. 73].
6. Релаксация
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. [7, с. 19 ].
Обучая детей методам релаксации, помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Нами были внедрены в работу по оздоровлению и проработку всех групп мыщц такое пособие, как нудлы.
В подготовительной части урока, которая служит для разогрева мышц и подготовки к основной части, используются различные передвижения в воде. В основную часть включаются несложные элементы аквааэробики, игры и эстафеты. В заминке выполняются спокойные упражнения на равновесие, гибкость, дыхание и релаксацию.
7. Подвижные игры и игры на ориентацию в пространстве.
Понимая значимость игры в развитии ребёнка и руководствуясь ФГОС дошкольного образования, в работе с детьми мы всё шире используем игровые подходы, которые обеспечивают проживание ребёнком игровых ситуаций, что способствует его полноценному всестороннему развитию: игры и развлечения на закрепления правил зож, игры - забавы, сюжетно - ролевые игры, игры с элементами соревнования ( для младших: «Маленькие и большие ножки», «Сердитая рыбка», для старших: «Караси и карпы», «Водолазы», «Мы веселые ребята»). [7, с. 45-57].
По результатам внедрения данной образовательной модели в 2018 – 2019 гг можно отметить, как изменилась динамика средних показателей по сравнению с предыдущим годом: высокие показатели выросли на 34%, показатель низкого уровня снизился на 27%.
Считаем, что комплексное использование методов здоровьесбережения повлияло на качество освоения программы детьми.
Таким образом, использование данной модели в оздоровительной работе с детьми с ОВЗ является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий, а также дает эффективный результат в коррекционной работе при взаимодействии с другими специалистами.