анна баринова
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье - одна из самых актуальных ценностей в нашей жизни.
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей. В нашем детском саду уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : в своей работе я использую динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика утренняя.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии : логопедическая ритмика (проводит музыкальный руководитель).
Каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Направления по оздоровлению детей
Первое направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :
• осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
• диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом ДОУ;
• выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
• диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
Второе направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей:
• утренняя гимнастика;
• физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
• гимнастика после сна;
• ежедневный режим прогулок;
• создание необходимой развивающей среды;
• строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
• музыкальные занятия;
• занятия по формированию здорового образа жизни.
Третье направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :
• босохождение;
• умывание;
• ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
• воздушные ванны в облегченной одежде;
• гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
Четвертое направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия:
• постоянный контроль осанки;
• контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
• подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• профилактический прием иммуномодуляторов: оксолиновая мазь для носа;
• сбалансированное питание;
• вакцинация против гриппа;
• потребление фитонцидов (чеснока и лука);
• употребление соков и фруктов;
• использование очистителей воздуха;
• физиотерапия;
• ингаляция;
• кварцевание групп;
• прием поливитаминов;
• массаж.
Пятое направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :
• пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Шестое направлением является реабилитация и коррекционная работа:
• индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
• коррекция психоэмоциональной сферы;
• индивидуальная работа в спортзале и на прогулке
• индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.
Седьмое направлением является консультативно – информационная работа:
• оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
• открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
• активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
• оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
• организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;
• проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе помогает сохранить и укрепить здоровье воспитанников в нашем детском саду.
Подготовила:
Баринова Анна Ивановна
Инструктор по физкультуре МБДОУДСКВ№36
пос. Октябрьский МО Ейский район