Папки-передвижки

Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе

Надежда Хозяинова
Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту К. Г. Паустовского «Медные доски» «Что такое настоящее искусство»

Автор – учитель русского языка и литературы МБОУ «Мохченская СОШ», Ижемского района, Республики Коми Хозяинова Н. Я.

Текст К. Паустовский. Медные доски (из сборника «Родина»)

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

Публикация «Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе» размещена в разделах

(3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

(4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

(14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. –(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пстыни: (17)«У Пожалостиных

в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честня, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26) 3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31) Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта.»

(34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К. Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968)русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Материал для подготовки к сочинению 15.3 (огэ) «Что такое настоящее искусство»

1. Формулировка задания;

2. Определение значения понятия;

3. Тезисы по теме;

4. Примеры аргументов;

5. Сочинение

1. 15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Искусство - 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. * Из любви к искусству (разг. шутл.) – из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью. (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)

«Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.

Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции, способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе.

Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: “Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, даёт надежду на будущее, несёт в мир любовь и счастье”». (Из ВИКИПЕДИИ)

Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшей духовной ценностью, которая должна передаваться другим поколениям.

Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство способно не только пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

Искусство является частью духовной жизни как человека так и общества и в целом считается многообразным результатом творческой деятельности всех поколений.

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления.

Настоящее искусство

. – это искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции, заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах и способствует духовному обогащению.

. - мир кино, музыки и литературы и очень обидно, что людей это интересует выборочно, а ведь всем нам оно нужно для духовного роста и обогащения. Что сейчас творится в мире кино, музыки и литературе вопрос интересует далеко не многих.

3. Материал для комментария (тезисы по теме)

• Настоящее искусство подобно могучей силе, способной облагородить душу человека.

• Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

• Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

• Настоящее искусство способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе.

• Настоящее искусство отличается от мнимого тем, что оно затрагивает самые сокровенные струны души и облагораживает внутренний мир того, кто к нему прикоснулся.

Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, разволновать душу. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны оберегаться и передаваться другим поколениям.

4. Пример-аргумент из прочитанного текста

Именно об этом и говорится в предложенном тексте известного русского писателя, публициста К. Г. Паустовского. Автор рассказывает нам о том, как поразили героя текста впервые увиденные им, вырезанные на медных досках гравюры знаменитейшего художника Пожалостина. «Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним сам разговариваешь». Настоящей «народной ценностью», народным достоянием, предметом настоящего искусства оказались они. Но, к сожалению, не все жители деревни увидели, что «в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, … таланта» и собирались их на гвозди переплавить. Герой-рассказчик не даёт им этого сделать, отправляет доски в музей, в Рязань, где и сегодня они не оставляют равнодушными посетителей своим восхитительным совершенством, обогащают душу.

Пример-аргумент из Вашего жизненного опыта.

Искусство принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Оно способно вызвать восхищение. Творения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшей духовной ценностью, которая должна передаваться другим поколениям.

К таким творениям можно отнести и церкви, архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное искусство (особые виды церковного искусства) которых дают в видимых образах и символах представление о духовном мире.

Уже в XIX веке и в нашем Ижемском крае бесценные святыни, огромные величественные белокаменные церкви Преображения господня в селе Ижма, Вознесения Господня в Мохче, Благовещения Пресвятой Богородицы в Сизябске парили над нарядными крашеными домами. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня. Полуразрушенные, они и сегодня в XXI веке поражают своим изяществом и стройностью. Об истории церквей можно прочитать в буклете МБУК «Ижемский районный историко-краеведческий музей» Ижма православная»

Настоящим искусством народного зодчества, уникальным творением рук человеческих можно назвать бережно хранимую жителями деревни Мошъюга деревянную колокольню. Её, называемую в народе «Пизанской башней» из-за перекоса, признали уникальным памятником деревянного зодчества на Русском Севере. Деревянные церкви в нашем районе были произведениями высокого мастерства и вдохновения. Ижемцы называли их «дивными и великими». А колокольня в Мошъюге, несмотря на ветхость, и сегодня производит впечатление чуда.

Не случайно в 2012 году этот памятник ижемским умельцам был отнесён к чудесам Ижемского района. Информация о колокольне содержится в сборнике «Чудеса Ижемской земли» 2018 года издания.

Размышления над поднятой в тексте проблемой невольно напомнили мне бережно хранимую жителями соседней деревни Мошъюга колокольню. Она была возведена при Соборе Пресвятой Богородицы в 1884 году. Её по праву можно отнести к настоящему искусству народного зодчества. Она является одним из чудес Ижемского района. В деревянном исполнении, трёхъярусная, тщательно вырубленная, «в лапу», без выпускных концов, сохранённая, она и сегодня изумляет своими пропорциями, является гордостью и визитной карточной отдалённой от центра деревни.

Итак, проанализировав два приведённых аргумента, я убедился, что настоящее искусство - это искусство, способное поразить своим совершенством и красотой, способное научить нас замечать прекрасное, находящее совсем рядом, и более того, научить нас любить и беречь всё талантливо исполненное.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе Статья «Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка»Составитель: Слиткова Галина Анатольевна Учитель начальных классов.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Технологическая карта урока Учитель: Ковалева Юлия Александровна Школа: МБОУ СОШ №10 п. Моревка Ейский район УМК: Школа России Предмет:.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Предложение и словосочетание» Тема: Предложение и словосочетание Цели: повторить признаки однородных членов предложения; развивать умения находить главные и второстепенные.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе
Опубликовано: 17 июня 2019 в 09:10
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование этнокультурного элемента на уроке русского языка в 9 классе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Хозяинова (УИ 1214920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД