Слиткова Галина Анатольевна
Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка»
Составитель:
Слиткова Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №35 г Томск
Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.
Публикация «Работа со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Перед учениками начальных классов стоит задача запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” или «Азбуки» дети сталкиваются со словами атлас и атлас, аист, абажур, арбуз, библиотека и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Что нужно сделать, чтобы дети лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибок?
Изучая соответствующую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания таких слов, с одной стороны, во многом зависит то словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации активного словаря школьников.
При правильной организации словарно-орфографическая работа обогащает речь школьников, развивает умение объяснять значение слова и правильно употреблять их в устной и письменной речи, правильно писать изучаемые слова.
В словарно-орфографической работе выделяю следующие составные части:
1. Представление нового словарного слова.
2. Лексическая работа.
3. Орфографический анализ.
4. Этимологический анализ.
5. Подбор ассоциаций.
6. Использование словарного слова в речевой практике.
По данному алгоритму мной сделана презентация для учеников 1 класса. (https://videouroki.net/razrabotki/rabota-so-slovarnymi-slovami-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-.html)
Слова в презентации расположены соответственно порядку их изучения в тетради для самостоятельных работ программы «Перспективная Начальная Школа» (1 класс). Авторы: Е. Р. Гольфман, Н. А. Чуракова.
Опишу эту работу на примере слова «Телевизор»
Учитель выслушивает предположения о том, какие буквы должны быть на месте вопросительных знаков, затем открывает «опасные» места в слове. Дети определяют ударный слог, зачитывают значение слова и стишок. К слайдам презентации есть подписи с дополнительной информацией: происходит от др. -греч. «далеко» + «голос, звук». Телефон — аппарат для голосовой связи на больших расстояниях. Чтобы правильно написать словарное слово "телевизор", необходимо вспомнить слово-образ "время"
Дополнительная информация дается по мере необходимости.
Знакомство с новым словарным словом провожу в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Работа над каждым словом из «Словаря» должна быть непосредственно связана с изучаемым материалом, и вызывать у детей эмоциональный отклик. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым и практическим материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений, фразеологизмы.
Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
Толкование слова
К истокам слова
Фонетический разбор
Однокоренные слова
Сочетаемость слов
Синонимы – антонимы
Когда так говорят?
Верно ли, что? И т. д.
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример: Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Происхождение слова – Заимствовано из немецкого языка в начале 20 века. Autobus (немецкое) - из французского Autobus. Автобус буквально – «автомобиль для всех (многих)»
Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же изобретатель первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.
Загадки.
Длинный, дынный Огурец
Из конца бежит в конец.
В нём полно скамеечек
Для пассажиров - семечек.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Стихотворения.
О Сапожникова
Улыбается водитель:
– Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На моём автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
С. Богуславская
Я каждое утро
В садик иду
И по дороге
Автобус встречаю.
Мимо пройдя
Широко улыбнусь
И в добром привете
Рукой помахаю.
-Здравствуй автобус!-
Я говорю.
А он мне ответит:
-Здравствуй малыш!-
-Где был ты вчера?-
-Я в мастерской,
Давай расскажу
Если ты не спешишь.
Я заболел,
Проколол колесо,
И дверь заскрипела,
И мотор поломался.
Меня там лечили,
Помыли всего,
Налили бензина,
Что бы я поправлялся
Деление слова на слоги (перенос слова): ав-то-бус
Фонетическая транскрипция слова автобус : [афт`обус]
Характеристика всех звуков:
а [а] - гласный, безударный
в [ф] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
о [`о] - гласный, ударный
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
у [у] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
7 букв, 7 звук
Игра “Верно ли?”
Игра “Верно ли?” помогает учащимся закрепить навык соотнесения созвучных слов по значению, актуализации в памяти научных сведений об этимологии уже известных им слов.
Верно ли, что… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
… слово газета образовано от слова газ?
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделением» опасного» места и записывают его по памяти.
Картинный диктант. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание "опасных" мест в слове и записывают его по памяти.
Выборочный диктант. 1) детям диктуют слова, они должны записать в первый столбик слова –названия животных, во второй – слова- названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную е, во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт) 3) выписать только слова из «Словаря»: «Урожай! Урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На грядке сорвать не плохо крупный помидор! Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом! (Тургенев)
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово – отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
Диктант по памяти. 1) Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор., названия овощей, ягод и т. д 2) учитель группирует слова по восемь (1 уровень, десять (2уровень, двенадцать (3уровень) и пятнадцать слов (высший уровень).
В начале урока детям раздаются карточки, на которых напечатаны группы слов, дети в течение 3 минут запоминают слова, затем пишут. На следующий урок дети переходят на другой уровень, или закрепляют предыдущий.
Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают эти слова в тетрадь.
Творческий диктант.
Заменить развернутое предложение, одним словом. К примеру: 1) четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3)плод яблони (яблоко); 4) помещение для торговли чем – нибудь (магазин) 5) рукой подать (близко).
Буквенный диктант.
На доске слова в которых пропущены «опасные» места (м…роз, уч. ник, з…вод, к…р. ндаш, л…с. ца,., учитель показывает слова, дети записывают только пропущенную букву.
Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Очень важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем значении. Наиболее частым приемом объяснения значения изучаемого слова является показ предмета или его изображения. Не менее интересным приемом является работа с загадками, ребусами, кроссвордами. Эти приемы учитель чаще использует при знакомстве с новым словом.
Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике. Вот примеры таких упражнений: 1) запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик, которые соответствуют следующим значениям: а) молодая осина; б) осиновый лес; в) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
2)Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь-морковка, жёлтый-желтоватый, ветер- ветрище, сверкать-сверкнуть….
3) Впишите в предложение, словосочетание подходящие по смыслу слова из «Словаря».
Сапоги, ботинки – это обувь, а …. …. – это одежда. Заяц…--- это звери, а ….- это птицы. Пенал…., - это учебные принадлежности., а….…. ,- это инструменты.
4) Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком. (И Никитин) Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. (Ю Коринец)
5) Привлечение учащихся к поисковым методам работы. Задания «Знаешь ли ты?»
На уроках часто возникают проблемные ситуации, когда дети не знают значения слов. Тогда желающие берут индивидуальное задание и готовят доклад по данному слову (С алгоритмом дети знакомы, или имеют памятку).
6) Задания «Занимательная орфография», когда дети представляют изучаемое слово в виде рисунка. (Подобного задание можно увидеть в презентации на примере слова "пальто"
7) «Найди ошибку!» Этот вид работы детям очень нравится. Подобный прием применяю фронтально, индивидуально, в парной и групповой работе.
Таким образом, для совершенствования обучения нужно:
во-первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений;
во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения;
Особая роль при этом отводится этимологическому анализу.
Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Источники:
1. http://c-psy.ru/index.php/specialists/uchitelu-defektologu/master-class/5051-2011-01-14-14-14-12
3. http://tolkslovar.ru/a691.html
4. http://ru.wiktionary.org/wiki/
5. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm
Иллюстрации:
1. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm
2. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm
3. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm
4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200404008
5. http://r-e-b-u-s.ru/igryi/grammatika/nabor-kartochek-dlya-zapominaniya-slovarnyix-slov
6. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553939/
7. http://slova.textologia.ru/definit/telefon/?q=657&n=2780
На момент публикации статьи все ссылки были активными.
Дополнительный материал к презентации.
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
программа «Перспективная Начальная Школа»
1 класс
Составитель: Слиткова Галина Анатольевна
учитель первой квалификационной категории
МАОУ СОШ №35 города Томска
Слова в презентации расположены соответственно порядку их изучения в тетради для самостоятельных работ программы «Перспективная Начальная Школа» (1 класс). Авторы: Е. Р. Гольфман, Н. А. Чуракова.
К слайдам есть подписи. При необходимости учитель запускает презентацию в режиме докладчика и дает дополнительную информацию.
Если нет возможности запустить презентацию в режиме докладчика, то можно дополнительную информацию распечатать.
Введение новых слов сопровождается иллюстрациями, объяснением значения слова, работой с фразеологизмом.
Дополнительная информация к слайдам.
Дополнительный материал учитель использует по своему усмотрению.
Слайд №2
Алфавит - установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определенного языка.
Совокупность букв, расположенных в таком порядке.
Слайд №3
1. Произведение живописи в красках.
2. Кинематографический или телевизионный фильм.
3. перен. То, что представляет собою ряд образов, отличающихся наглядностью и образующих единое целое.
4. перен. Общее состояние, положение чего-л. как предмет словесного описания, изображения.
5. Литературное изображение каких-л. ситуаций, бытовых сцен и т. п.
6. Часть акта, требующая самостоятельной декорации (в драматическом произведении).
7. перен. разг. То, что вызывает восхищение своею живописностью и красотою.
То, что поражает своею необычностью, своеобразием.
Слайд №4
Верхняя одежда, обычно ниже колен. Мужское, женское. (Ожегов)
Слайд №5
Карман: вшитый в одежду мешочек для ношения мелких вещей;
особое отделение в портфеле, чемодане и т. п. ; а также на внутренней стороне закрытого экипажа: кареты, автомобиля и т. П
За словом в карман не лезет - находчив в разговоре, споре.
Держи карман шире – отказ в просьбе.
В конце урока учитель открывает заранее написанную на доске фразу:
«За словом в портфель не лезет»(карман). Дети исправляют фразу.
Слайд №7
Проём в стене, служащий для поступления света в помещение и вентиляции.
Слайд №8
Гибридное окультуренное растение рода цитрусовых, небольшое дерево, дающее сочные плоды жёлтого цвета с характерным кислым вкусом.
Слайд №9
Телевизор — электронное устройство для приёма и отображения телевизионных программ, а также изображения и звука от устройств видеовоспроизведения.
От др. -греч. «далеко» + vidre «видеть», из праиндоевр. *weid- «знать, ведать; видеть»
Слайд №10
Происходит от др. -греч. «далеко» + «голос, звук».
Телефон — аппарат для голосовой связи на больших расстояниях.
Слайд №11
Пирог - печёное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой.
«Вот такие пироги!»:
выражение означает катастрофическое положение дел. Другими словами «вот такие дела».
Слайд №12
Выполняющий в порядке очереди какие-либо обязанности, несущий дежурство.
Слова-образы для запоминания:
дежурный-держит-мел
смена - дежурный
день - дежурный
следователь – дежурный
Слайд №13
Сумка прямоугольной формы, иногда со скруглёнными углами или боковыми поверхностями в виде трапеции, часто снабжённая ручкой на одной из торцевых поверхностей, преимущественно предназначенная для переноски бумаг и письменных принадлежностей.
Портфель (от фр. porte — несу, feuilles — листы бумаги)
ЗА СЛОВОМ В КАРМАН НЕ ЛЕЗЕТ. ЗА СЛОВОМ В КАРМАН НЕ ПОЛЕЗЕТ. Разг. Одобр. Находчив в беседе, в споре, красноречив.
Слайд 14
Слова-образы для запоминания:
бумага - карандаш
краска - карандаш
графика - карандаш
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "карандаш", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "карандаш", необходимо вспомнить слово-образ "бумага" и другие подобные слова-образы.
Карандаш, -а, мужской род
Слайд №15
1. Письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом. Цветные карандаши (с добавлением красителя). Чертёжный к. Автоматический к. (с выдвигающимся стержнем). На к. взять (взять на заметку что-нибудь ; разговорное). Чертёж в карандаше (сделанный карандашом).
2. Предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей. Пастельные карандаши. Гримировальный к. К. для век, для бровей.
Пенал - ящичек для ручек, карандашей, перьев и т. п. Слова-образы для запоминания:
учебник - пенал
мел - пенал
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "пенал", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "пенал", необходимо вспомнить слово-образ "учебник"
Слайд №16
Предмет для проведения прямых линий назвали линейкой.
Слайд №18
Слова-образы для запоминания:
этаж - квартира
очаг – квартира
Слайд №19
Слова-образы для запоминания:
этаж - квартира
очаг – квартира
Слайд №20
Слова-образы для запоминания:
город - Москва
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "Москва", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "Москва", необходимо вспомнить слово-образ "город" и другие подобные слова-образы.
Слайд №21
Слова-образы для запоминания:
кони - коньки
каток - коньки
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "коньки", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "коньки", необходимо вспомнить слово-образ "кони" и другие подобные слова-образы.
Слайд №22
Облако — большой сгусток водяного или иного пара (пыли) в атмосфере Земли или другой планеты.
Облако — сервер (или группа серверов, на котором пользователь, используя Интернет, хранит информацию (Облачное хранилище данных) или производит вычисления (Облачные вычисления).
Облако Mail.Ru — российское облачное хранилище данных.
Грозовое облако, кучевое облако, перистое облако, серебристое облако.
Витать в облаках - бесплодно фантазировать, мечтать.
Слайд №23
Кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное, трикотажное изделие такой формы, повязываемое на голову, шею или набрасываемое на плечи.
Небольшой кусок ткани квадратной формы для сморкания и вытирания носа, лица, глаз.
В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "платок", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "платок", необходимо вспомнить слово-образ "ткань" и другие подобные слова-образы.
На чужой роток не накинешь платок.
Буквальный смысл пословицы: чужой рот не завяжешь. Невозможно заставить других молчать, не говорить того, что они хотят. Говорится, когда узнают о распространившихся слухах, сплетнях.
Слайд №24
Косынка, -и, женский род Треугольный головной или шейный платок.
Слайд №25
Слова-образы для запоминания:
конверт - адрес
1) а) Местожительство лица или местонахождение учреждения, предприятия и т. п.
б) Надпись на почтовом отправлении, указывающая местожительство или
местонахождение кого-л., чего-л.
2) Письменное приветствие, поздравление какому-л. лицу, учреждению, организации
(обычно по случаю юбилея).
3) Код, определяющий место хранения в памяти электронной вычислительной машины
(в информатике).
Слайд №26
Слова-образы для запоминания:
народ - Россия
патриот - Россия
умом Россию не понять
Велика Россия, а отступать некуда позади Москва
Слайд №27
Слова-образы для запоминания:
большой - город
дорога – город
Крупный населённый пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Портовый г. За. городом жить (в пригородной местности, 3а город поехать (в пригородную местность). За городом (вне города).
Слайд №28
Слова-образы для запоминания:
тупик – улица
Значение слова Улица по Ефремовой:
пространство между двумя параллельными рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда.
Слово улица произошло от древнего слова ула, которое сначала обозначало «дыра, отверстие, дупло», затем стало обозначать «вход, ворота», потом «проход», наконец – «проход между рядами домов». Это слово вышло из употребления, но оно породило слова улитка, улей, улица.
Когда в наши дни железнодорожному машинисту обещают: «Мы тебе дадим зеленую улицу», он с удовлетворением говорит: «Ну, только не обманите!» Теперь те же слова означают непрерывную цепь зеленых семафорных огней перед идущим поездом, возможность мчаться вперед без всякой задержки. В переносном значении «зеленая улица» сейчас — полная свобода действия в любой области творчества, труда. зеленая улица — это прямая, свободная дорога, беспрепятственная возможность реализации своих задумок.
Слайд №29
Высокая обувь, охватывающая голени.
Слова-образы для запоминания:
валенки - сапоги
лапти - сапоги
калоши – сапоги
Фразеологизм «Два сапога пара» значение:
полностью подходят друг другу по своим качествам, интересам, привычкам и т. д.
Сапоги каши просят - требуют починки, подкрепления (намек на открытую дыру, напоминающую открытый рот ребенка, просящего кушать (говорится, когда из сапог высовываются пальцы)
Слайд №30
Слова-образы для запоминания:
сок - яблоко
плод - яблоко
сорт – яблоко
Известная поговорка "Яблоко от яблони недалеко падает" в обычной жизни применяется в негативном смысле, когда хотят подчеркнуть, что ребенок недалеко ушел от родителей. Значение:
в детях повторяются недостатки, пороки их родителей
Слайд №31
Слова-образы для запоминания:
сок - компот
Компот - сладкий напиток из сваренных в воде фруктов, сухофруктов, ягод
Компот, -а (-у, мужской род Сладкое кушанье из сваренных на воде фруктов, ягод. К. из сухофруктов. К. ассорти.
Фразеологизм «Такой вот компот» значение
Выражение «такой вот компот» означает нечто, состоящее из разнородных, смешанных предметов или явлений. Оно берет начало из тех времен, когда слово «компот» имело иное значение, а не название напитка. По латински слово «compositus» означает сложный, составной.