Получи документы

Использование элементов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОО

Мария Котова
Использование элементов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Условия возникновения опыта:

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними.

В нашем учреждении 12 групп, из них функционируют две группы с нарушением зрения (c амблиопией и косоглазием, которые посещают 30 детей. На одной из групп я работаю с детьми с нарушением зрения.

Публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий В, Ф, Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) направленно на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществляемое лечебно – восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в группах с нарушением зрения детей является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование измерительных навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушением зрения. В работе с детьми применяем программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной. А также элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук Базарного В. Ф. по оздоровлению детей. Элементы здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного идеально подходят для снятия физической и умственной нагрузки, дают возможность реализовать программу ДОУ.

Мне хочется поделиться опытом работы. О методике Базарного В. Ф. знают уже многие педагоги, но вот оценить ее могут лишь те, кто использовал ее в своей работе с детьми. Дети дома перегружены компьютерными играми, смотрят очень долго телевизор, а это сказывается на здоровье ребенка. Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.

Цель проекта: Формирование физически здоровой личности.

Задачи: -совершенствовать воспитательно - образовательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;

- развитие сохранных зрительных функций, зрительного восприятия,

- развитие зрительно-моторной реакции, чувства локализации в пространстве, различительно-цветовой функции глаз,

- развитие стереоскопического зрения, внимания, памяти, мышления,

- обеспечить благоприятные условия для профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов; раннего остеохондроза и атеросклероза и другой патологии.

- повышение педагогического мастерства педагогов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка в условиях сенсорной недостаточности, способствующих социальной адаптации в общество.

-обогащение знаний, установок, умений родителей, необходимых для гармоничного развития ребенка с нарушением зрения в семье.

Тип проекта: Познавательно – игровой; по содержанию: детско – взрослый, внутригрупповой; долгосрочный.

Методы и средства реализации проекта:

Содержание данного проекта позволяет реализовать принцип личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, базирующегося на выявлении возможностей и потребностей каждого ребенка с нарушением зрения.

А также направленно на решение не только образовательных и воспитательных задач, но и на восполнение недостатков развития детей с нарушением зрения, оказание им коррекционной помощи. Имеющиеся особенности в развитии зрительно – двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приемов, обеспечивающих успешность овладения зрительно – двигательными действиями.

Перечень оборудования для профилактики нарушения зрения:

Оборудование, обеспечивающее системный подход предотвращения зрительного утомления и зрительных расстройств у дошкольников, основанное на принципах постоянного поддержания у детей вестибулярно-телесной основанный активности в учебном процессе :

- Сенсорно-дидактические кресты; - Держатели В. Ф. Базарного разной длины для дидактического материала;

- Подставки для книг;

- Светильники в центрах художественно-эстетической деятельности;

- Конторки доктора В. Ф. Базарного;

- Индивидуальные массажные коврики для ног;

-Потолочные, настенные офтальмотренажеры.

-Экологическое панно.

Этапы реализации проекта:

1 этап аналито-диагностический: сбор информации по проблеме,

проведение диагностики, изучение и анализ работ д. м. наук В. Ф. Базарного.

2 этап практический: реализация здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного, разработка и проведение НОД, методическая работа с педагогами ДОУ, индивидуальная работы с детьми и родителями, создание предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды

пребывания ребенка в ДОУ.

3 этап аналитический: Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы: - организация и проведение итоговой диагностики воспитанников; -презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Участники проекта: дети старшей группы с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием); Махлова В. Н., воспитатель высшей квалификационной категории; Гаврилова Н. И. медсестра ортоптистка; родители дошкольников.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап аналито-диагностический

Тщательно изучив работы по здоровьесберегающим технологиям Базарного В. Ф. пересмотрев процессы обучения, воспитания, коррекции, внесла изменения в коррекционно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья.

Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т. к. приходилось пересматривать, изменять, находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Технология В. Ф. Базарного мне понравилась : простая, доступная, интересная, ее можно использовать во всех видах деятельности без ущерба здоровью детей, не требующих особых материальных затрат. Технология В. Ф. Базарного полюбили и дети, в конце года увидели реальные результаты.

2 этап – практический: реализация элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.

1.

Режим динамической смены поз

Настольные конторки

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у детей зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать во время образовательной деятельности атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации воспитания и обучения, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей.

Планирую, занятия с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения, сидя в положение стоя. При этом каждый ребенок во время занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом ежемесячно по результатам обследования на предмет остроты зрения. Наблюдая за детьми, сделала вывод, что без ущерба образовательному процессу дети 3-4 раза переходят из одного положения в другое.

Поддержание физической, психической активности умственной сферы;

повышается иммунная система;

улучшаются ростовые процессы;

развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

снижается степень низкой склоняемости головы.

2.

Массажные коврики

Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Главным здесь оказалось не время пребывания в таком положении, а сам факт смены позы. При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. У меня в группе для детей такая поза стала привычной быстро, они легко переключаются от одной деятельности к другой. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Использую максимальную подвижность ребенка во время занятий; может встать, подойти и рассмотреть демонстрационный материал.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом.

3.

Физкультминутки для глаз

Проводятся в игровой форме, учитывая возрастные и зрительные возможности детей. Например: «Веселые человечки», на карточках, которые показывает педагог, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка. Комплексы зрительной гимнастики основаны на методиках В. Ф. Базарного, Э. С. Аветисова. Зрительную гимнастику провожу не менее 3-4 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения носят игровой характер, включая стихи, потешки. Включаю упражнения для глаз с предметами и без предметов во время утренней гимнастики, физкультурных занятий. Принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока по всем намеченным направлениям: вверх-вниз, вправо- влево, по диагонали, круговые движения. Кроме названных упражнений для укрепления мышц глаза проводятся различного рода элементы с игрушками, с мячом.

Такие упражнения улучшают кровообращение, расслабляют мышцы, снижают утомление, облегчают зрительную работу на ближнем расстоянии.

4.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Использую зрительно-пространственную активность в режиме образовательного процесса, достигается это за счет максимального удаления от глаз детей дидактического материала. Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в предметно-развивающую среду. То тучки набежали, выглянуло солнышко, прилетели снежинки, а в них задания, отгадки; то животные (дикие, домашние, птицы) в гостях и т. д.

Развивается зрительно-моторная и телесная координация.

5.

Сенсорно - дидактические подвески" ("сенсорные кресты").

Для повышения активности детей выручают сенсорно-дидактическая подвеска или крест, деревянные планки, фабричные подвески (бабочки, птички, мишки, колокольчики и т. д.) и располагается на них дидактический материал (на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять) в центре группы и в углах, с помощью которого дети считают, составляют слова, упражняются в классификации предметов и т. д. А также специальные держалки (коромысла, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее. Можно придумать огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам.

Повышается активность детей, лучше и легче усваивают материал.

6.

Упражнения на зрительную координацию.

Меняющие сенсорно-координаторные тренажеры

«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

Дети получают зрительную информацию не только в близи, но из расположенных на разных расстояниях и в разных местах группы, ярких картинок (по теме, по сезонным изменениям и т. д., цветных схем по экологии, таблиц по мнемотехнике, и других подвижных дидактических материалов. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение упражнений для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда. На стенах поместила силуэтное изображение предметов, животных, героев сказок, цифры и т. д. Размер 15-30 см. На занятии дети по просьбе встают и отыскивают глазами нужную картинку – ответ на вопрос педагога или на загадку. Карточки с заданиями и ответами по желанию воспитателя могут находиться где угодно: на стене, на кресте, на занавеске, в природном уголке и т. д. Поэтому дети постоянно находятся в движении.

Данные тренажеры оказывают благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-моторная и телесная координация.

7.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.

В процессе занятия для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”, по которым дети «бегают глазами» за огоньком лазерного фонарика по ориентирующим стрелкам траекторий. На листе ватмана (от 2 до 5 метров) я изображаю какие-либо цветные фигуры (овалы восьмерки, зигзаги, спирали, ломаные линии, толщина линии 1 см. Схема универсальных символов при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый, восьмерка - ярко-голубым цветом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма

Развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве.

8.

Большие настенные тренажеры.

Большие настенные тренажеры по сказкам, по временам года: «Футбольное поле», «Дорожное движение», «Мотыльки», «Страна математика», «На лесной тропинке» и другие.. В роли зрительного тренажера использую лазерный фонарик, пластмассовую указку, на кончик которой прикрепляю пчелку, кораблик, мячик, птичку и т. д.

Дети любят работать с такими тренажерами. Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

Разместила тренажеры (спирали, зигзаги.) и на уровне глаз детей. Дети по желанию подходят и выполняют движение глазами, руками, туловищем, головой, поочередно обводят указательными пальчиками траектории и одновременно следят за ними глазами.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

9.

Индивидуальные тренажеры.

Индивидуальные тренажеры: «Прокати мяч», «Смотай клубочек», «Покажи дорогу щенку», «Поймай рыбку», «Кто где живет?». Ребенок указкой (кончик указки окрашен в красный цвет) ведет по тренажеру и прослеживает взглядом. Такие упражнения развивают прослеживающую функцию глаза, зрительно-двигательную координацию. Упражнения выполняются под музыку.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

10

Бумажные офтальмотренажеры: «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках».

Решать задачи в образовательной области «Познавательное развитие» мне помогают бумажные офтальмотренажеры: «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», «Коврик», «Витражи в домиках». А также под потолком парят бабочки, мотыльки, пчелки, птицы и т. д. в зависимости от сюжета занятия. Детям даю задания: сколько всего бабочек летает; сколько бабочек желтого цвета; сколько низко летает, высоко; сколько больших и маленьких и т. д.

На примере бумажных тренажеров «Пирамидки», «Тарелки с разноцветными кружками», разработала свои тренажеры: «Найди две одинаковые матрешки из 6,7, 10», «Помоги медвежонку собрать мед в два одинаковых горшочка», «Помоги деду и бабе найти из 10 два одинаковых яйца», «На каком по счету месте стоят три одинаковых неваляшки» и т. д. Дети учатся считать, различают и называют цвета, сравнивают.

Развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-

11.

Природно-экологическое панно

С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве используется природно-экологическое панно расположенное на металлической доске на колесиках, которую я могу передвигать в нужную часть групповой комнаты. На металлическое панно наносятся на магнитах изображения птиц, животных, карточки с буквами, цифрами и другой материал по теме. Природно-экологическое панно используется на каждом занятии и является основой, вокруг которого решаются все задачи

Повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, мышления, памяти развитие личности в целом.

12.

Предметно-развивающая среда

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому развивающая среда в группе детей с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием) подобранна в желтых теплых тонах. Желтый - цвет радости, оптимизма.

Поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

13.

Пальчиковая гимнастика.

Рисование пальчиком

Использую цветные прищепки, сосновые шишки, мячи с шипами с целью развития тонкой моторики, регулярно провожу пальчиковую гимнастику обязательно с речевым сопровождением. Одновременно дети получают массаж кистей и пальцев рук.

Рисование пальчиком красками, рисование пальчиком на песке, на манке; игры с крупой, любыми мелкими предметами. Такие упражнения являются эффективным занятием, развивают мелкую моторику

Развитие тонкой моторики и ручного творчества детей решаю не только на занятиях, но и во время специально организованной деятельности посредством техники оригами.

Они способствуют развитию памяти, тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук, что способствует легкому овладению нашими выпускниками письмом в школе.

У детей развивается тонкая моторика, появился художественный вкус, усидчивость

14.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Закаливающий массаж стоп

После дневного сна - закаливающий массаж стоп методом босохождения по дорожкам с раздражителями и массаж тела плотной руковичкой. Летом ходьба по «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, игры с мячом через баскетбольную сетку и др.

гимнастика позволяет увеличивать жизненную емкость легких и укрепляет дыхательные органы.

15.

Беседы по валеологии о здоровье, о гигиене зрения

В. Ф. Базарный за раздельное обучение мальчиков и девочек. При проведении праздников, развлечений трудовой деятельности использую гендерный подход. Разделила игровые зоны, которые отличаются друг от друга по содержанию и форме. У девочек все игры и игрушки, которые формируют женское начало, у мальчиков – мужское.

Мальчиков – учат мужеству, храбрости.

Девочек -

нежности, добру, скромности.

16.

Хоровое пение.

Обязательным учебным предметом доктор В. Ф. Базарный считает хоровое пение. Поем не только во время музыкальных занятий, но на прогулке в теплое время года, поем

гласные звуки, любые песни и т. д.

Гармонизирование нервной системы и психики, залог хорошего настроения

17

Работа с семьями воспитанников

Вовлекаются непосредственно в коррекционно-образовательный процесс : мастер – класс совместно с детьми по бумагопластике «Снеговик и зайчик»; «Зрительная и пальчиковая гимнастика для детей с нарушением зрения»; собрание «Использование элементов здоровьесберегающих технологий д. м. наук В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием). Оформили потолочный офтальмотренажер по технологии В. Ф. Базарного, настенный офтальмотренажер «Мотыльки»; экологическое панно; связали массажные индивидуальные коврики; ребристые доски для закаливания; на участках «дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия, натянули баскетбольную сетку с целью развития ориентировки в пространстве, развития зрительного восприятия; окружающую жизненную среду.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции зрения и здоровья детей.

3 этап аналитический: Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

- организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Мне интересно и легко работать по данной технологии, дает простор для педагогического творчества, а детям интересно заниматься. Отношения между детьми, родителями становятся более заинтересованными, доброжелательными, делающих одно общее дело. А так как дети с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием, то комплексная интеграция элементов технологии Владимира Филипповича Базарного в коррекционно образовательном процессе позволила нам получить положительные результаты в восстановлении зрения и воспитании детей : значительно улучшается состояние здоровья в целом, осанка (как биоэнергетический эпицентр организма). Эти дети практически не болеют. На перспективу ставлю дальнейшее изучение и внедрение инновационных, здоровьесберегающих технологий д. м. наук В. Ф. Базарного.

Библиографический список:

1. Базарный В. Ф. Школа возрождения или школа вырождения. (Послереформенная школа, деградирующая тела и души детей наших,-М. : Самотека: МИД «Осознание», 2012.-255 с. 227-250.

Публикации по теме:

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Отчет по самообразованию по теме «Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе ДОО» «Отчет по самообразованию Семеновой Л. О. по теме: «Реализация ФГОС в воспитательно – образовательном процессе ДО»». План сообщения: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОО
Опубликовано: 18 января 2021 в 21:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в воспитательно-образовательном процессе ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Мария Котова (УИ 1013310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД