Елена Баранова
Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
Публикация «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и
интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком,
ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а
также получает совершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении
дошкольного детства, дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой
речевого общения – устной речью, вместе с тем развивается культура речи,
которая в дальнейшем определяет уровень образованности человека.
Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди
многих ученых, тех, кто внес, значимый вклад в осмысление этого вопроса
выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский,
Иоганн Генрих Песталоцци, русские педагоги, психологи, физиологи
(Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Н. И. Красногорский,
Г. М. Лямина, А. А. Леонтьев, В. Ф. Одоевский, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский,
Д. Б. Эльконин и др).
По нашим наблюдениям, в настоящее время выделяется большое количество
детей имеющих различные речевые нарушения. Общее недоразвитие речи
является одним из них (ОНР). Оно включает в себя различные сложные
речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех
компонентов речевой системы т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой
стороны (лексики, грамматики). Несмотря на различную природу дефектов, у
детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные
нарушения речевой деятельности, одним из которых является бедность
словарного запаса. На основе исследований А. Н. Гвоздева, Р. И. Жуковской,
А. М. Леушиной, Н. П. Савельева, О. И. Соловьевой, можно сделать вывод, что
чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно,
лучше развита его речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие
речи ребенка дошкольника возможно лишь при условии систематического
обучения. В дошкольном детстве ребенок должен
овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со
сверстниками и взрослыми, успешно учиться в школе, читать и понимать
литературные произведения. Поэтому развитию словаря детей мы уделяем
большое внимание. Дети с плохо развитой речью отстают в школе и
оказываются в числе неуспевающих, иногда неправильно употребляют слова,
недостаточно верно понимают их смысл, почти не используют в своей речи
эпитетов, синонимов и антонимов. Бедность словаря мешает полноценному
общению и напротив богатство словаря является признаком хорошо развитой
речи и показателем высокого уровня умственного развития. Вместе с этим,
проводя словарную работу, мы решаем задачи нравственного и эстетического
воспитания. Через слово формируется нравственность и навыки поведения,
культура общения. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание
ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени
усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их
внешнего выражения. Работа над словом уточняет представления ребенка,
углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое
значение в дошкольном возрасте, т. к. здесь закладываются основы развития
мышления и речи, происходит становление социальных контактов, а самое
главное формируется личность ребенка. В своей работе по развитию
словарного запаса детей, мы остановили свой выбор на использовании в
образовательном процессе элементов ТРИЗ технологии.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач Основателем является
Генрих Саулович Альтшуллер.
Исходным положением технологии ТРИЗ по отношению к дошкольнику
является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог
должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что
дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она
становится его собственной. В связи с этим целью использования ТРИЗтехнологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств
мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой
– поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого
воображения. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность,
учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как
умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход
из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми
является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а
учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без
зубрежки. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы
ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем
действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность
работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного
решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные
варианты решения
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать
практическую деятельность.
Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать
процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих
заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального
оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет
максимально использовать возможности и интересы детей.
Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ –
технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать,
заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за
маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и
рождается Действие, в котором все участвуют на равных. Использование
специальной игрушки—героя занятия, которая “помогает” педагогу. От лица
игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся диалоги по теме.
Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное,
порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей
существенно увеличивает активность и заинтересованность. В нашем детском
саду мы используем методы и приёмы, предлагае ТРИЗ-технологией :
«Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок – действия какоголибо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует
с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь
при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
"Дидактический мяч»Активно используется пособие "Дидактический мяч", с
помощью которого детей учим находить слова – антонимы.
«Вертолина»Игра, способствующая расширению и активизации
словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей:
птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая
область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области.
Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
Расширению и обогащению словаря детей способствуют такие игры, как:
Игра «Наоборот». Суть игры заключается в том, что дети подбирают
противоположные по значению слова. Это могут быть существительные,
прилагательные, глаголы и наречия. Эту игру можно усложнить, подбирая
слова противоположные по функции. Например, волк «злой» – бабушка
«добрая», карандаш (пишет) – резинка (стирает).
Игра «Эхо». Детям напоминается, что такое эхо, что оно в точности
повторяет то, что слышит. Детям предлагается сыграть роль эха, но повторить
не всё слово, а лишь его концовку. Например, машина – шина, олень – лень и
т. д.
Игра «По кругу». Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка
перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку,
например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба
пушистая». Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет
картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее
словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки
следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего
количества картинок.
Игра «Что – то – часть чего – то». Принцип этой игры взят из игровой
телепередачи. Понадобится разрезная предметная картинка из 12 – 16 частей.
Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей
открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что
похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда
варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не
будет отгадано изображённое на картинке.
Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”. Например: воспитатель
загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это
животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон,
воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают
задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать
слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”,
"Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д.
Игра "Хорошо-плохо". Цель: учить детей выделять в предметах и объектах
окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила
игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте
система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные
свойства.
Ход игры. 1 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что
она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То
есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо
– почему?". 2 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что
она сладкая. В: Сладкая конфета – это плохо. Почему? Д: Могут заболеть
зубы. В: Зубы заболят – это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу.
А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по
цепочке.
Игра «Узнавание». Цель: узнать предмет, объект по группе
прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые слова
должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.
Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» – береза; «сверкает,
землю согревает, тьму разгоняет» – солнце. Игры со словами нужно
постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и
тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без
особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо
разнообразить варианты игр: Какое бывает? Что делает?
Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально
организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗтехнологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например:
когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом
думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно
подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно
использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов
природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его
друзья? Какой бывает характер у ветра? и т. д. В результате свободной
деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство
скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика
мышления.
Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития речи детей,
он уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, поэтому
важно не упустить этот период для раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою
индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая
речь.
Список литературы. 1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию
решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991 год
2. Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации
речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с
речевыми нарушениями (ч. 1) 3. ФГОС ДО приказ
Министерства Образования и науки от 17.10.2013 № 1155 г. Москва.
4. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления / А. Страунинг //
Дошкольное воспитание. — 1997. — N 3. — С. 46; N 4. — С. 13.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст] : – М., 1981.