Марина Корныхова
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста
Корныхова Марина Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ№44
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Волшебный мир сказок оказывает огромное влияние на детскую психику, помогает ребенку изменить себя в лучшую сторону, учит преодолевать страхи и укрепляет веру в победу добра над злом.
Публикация «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Сказкотерапия для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребенка, так как в этот период закладываются основы постижения окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребенка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.
Данный психотерапевтический способ при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.
Чтение сказок маленьким детям способствует развитию их речевого аппарата, а присутствие в книгах красочных изображений персонажей помогает процессу визуализации происходящих событий в тексте, пробуждая в ребенке интерес к чтению.
Анализ результатов работы с детьми раннего возраста показал, что, несмотря на признание большинством педагогов и
психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональному развитию детей раннего возраста является недопустимым. Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя, должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения.
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра,
справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества.
В решении этой проблемы как раз и может помочь метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений
в нём.
Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Задачи сказкотерапии :
- снизить уровень детской конфликтности и агрессивности,
- уменьшить число психосоматических заболеваний,
- помочь недостатки ребёнка превратить в достоинства,
- определить главные черты ребёнка и облагородить их.
Сказка нужна всем : и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь
в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.
Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить
многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора с отцом. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.
Как правило, в сказке граница добра и зла очень четкая. Положительный герой всегда вызывает к себе симпатию, ребенок встает на его сторону. Он учится защищать слабых, делать правильные и добрые поступки, бороться с неудачами и преодолевать препятствия. Благодаря сказке у ребенка формируются правильные ценности, ведь русские народные сказки никогда не будут хвалить алчность, злость, деньги, ревность и многие другие плохие качества. В них все просто и понятно.
Помимо русских народных сказок можно использовать и корректирующие сказки, художественные сказки, дидактические, психотерапевтические. Часть этой работы родители могут проводить и сами, дома. Сейчас появилось
большое количество пособий для родителей, наборы по сказкотерапии, аудио книги.
1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание.
2. Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку — устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.
3. Сочинение сказки. Еще один очень важный и полезный урок — сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит. А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.
4. Песочная и арттерапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерапии их тоже можно использовать.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день педагоги сталкиваются с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Веселые стихи так же помогают и в проведении других режимных моментов. Нередко утром дети приходят ни в очень хорошем расположении духа. Поднять настроение, прогнать дремоту и улыбнуться помогает зарядка проведенная в веселой стихотворной форме:
Солнце красное запело!
Позевало, потянулось:
Тянет теплые лучи
Бабочки порхают,
Цветочки просыпаются,
Росою умываются,
Распускают лепесточки!
Ах, красивые цветочки!
Вовремя питания детей можно рассказать детям о том, что:
Птичка зернышки клюёт,
Колет белочка орешки,
Травку козочка жует,
Молоко котенок,
У мышат головка сыра,
У пчелы –кусок зефира,
Сено ест смешной теленок?
Что же любит наш ребенок?
Кашку?
Ах как это вкусно!
В ходе такой игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, даёт малышу чувство внутренней защищённости.
Для работы с детьми раннего возраста использую простые сказки о взаимодействиях человека с живой природой, животными, птицами.
Проживая сюжет сказки, ребёнок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
Вовремя игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию. Ребёнок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.
Несомненно, такой ребёнок будет отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе.