Феруза Адаричева
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ППО.
Тема:
"Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"
Подготовила: учитель-логопед
Адаричева Ф. Б.
МБ ДОУ ЦРР д/с "Звёздочка"
г. Черногорск, 2016г
Уважаемые коллеги, я бы хотела рассказать вам об использовании метода сказкотерапии в своей работе.
Публикация «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал достаточно распространенным и более сложным в своих проявлениях, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы.
Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Проанализировав данную ситуацию, я решила выявить наиболее эффективные приемы и методы в работе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных процессов, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.
Для себя я выделила метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей наблюдается:повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Наши дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.
Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.
Я использую сказку, как помощника для овладения детьми лексико-грамматической системой языка. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.
В своей работе я применяю различные формы сказкотерапии, некоторые из них являются авторскими, (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011, а некоторые помогли придумать и создать сами дети. Все формы вы можете видеть на слайде.
Артикуляционные сказки
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые).
Кратко расскажу вам о каждой из представленных форм.
Итак, 1-е "Медитация на сказку".Эту форму работы проводит воспитатель логопедической группы по-моему заданию, на своих занятиях я использую некоторые элементы. Работа заключается в следующем: я сделала подборку звукозаписей, при помощи которых, дети могут погрузиться в любое из представленных здесь состояний и отобразить его.
Сюда же относятся "Пантомимические этюды", которые я чаще всего использую на фронтальных занятиях, чтобы настроить детей на занятие и активизировать мышцы лица. С этой целью, я показываю карточки со смайлами, отражающими ту или иную эмоцию. Задача детей повторить и описать это чувство.
Вторая форма работы - это "куклотерапия". Суть её заключается в применении различных видов театра, начиная от пальчикового, заканчивая теневым. Мне нравится наблюдать, как в ходе "оживления" выбранных героев раскрываются дети, какие эмоции они направляют в этот, по-сути, неодушевлённый предмет. Именно в приёме куклотерапии и "оживает" речь, ведь все мы знаем не безызвестное высказывание В. А. Сухомлинского "речь ребёнка живёт на кончиках пальцев". Именно при помощи манипуляций такого театра больше всего работают руки, пальцы, а соответственно развиваются речевые центры коры головного мозга ребёнка.
Третье направление моей работы- драматизация, разыгрывание сказок по ролям. Игра драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни. Участие в инсценировке представляет участникам широкий простор для проявления инициативы, творческих способностей. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его чувствами. В этой технике я использую как народное творчество, так и различные авторские сказки.
Ни одно индивидуальное занятие не обходится без артикуляционных сказок (авторы - Косинова Е. М., Рожкова Т. В., Чернякова В. Н.). Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.
И последний- метод на создание, которого натолкнули меня сами воспитанники - сочинение сказок. В нём я использую две развивающие ситуации. Условно я назвала их так: "Я- писатель" и "Сказка на пальцах". Эти два направления легко взаимодействуют и дополняют друг друга. Суть их заключается в следующем: ребёнок выбирает героев (мелких игрушек-киндер, и сочиняет с ними сказку, которую постепенно развивает. Для этой цели я разработала специальные поля-заготовки, которые позволяют переносить сказочных героев, то в заснеженный лес, то в зимний городок. Что самое ценное здесь для меня, как для логопеда- ребёнок грамотно строит развёрнутый рассказ, он проявляет инициативу и фантазию, а также отрабатывает все интересующие (автоматизируемые) звуки. Далее, как домашнее задание, по мотивам этой сказки ребёнок создаёт свою книгу, из обычных листков А4, рисует героев, события, которые с ними происходили, и придумывает конец. Есть ещё одно развитие, как я уже сказала выше, "Сказка на пальцах". Ребёнок обводит свою ладонь, а затем на каждый пальчик придумывает и рисует героя, затем придумывает сказку и рассказывает её. А домашнее задание повторяется, также придумывается книжка с этой сказкой, и счастливый конец.
Применяя методику сказкотерапии я увидела, как повысилась мотивация к логопедическим занятиям у детей, домашние задания стали не обузой, а ещё одним шансом поиграть, вернуться в сказку.