Эртман Екатерина
Использование элементов сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов сказкотерапии
с детьми старшего дошкольного возраста
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых педагогами и применяемых в работе с детьми является использование сказкотерапии.
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Публикация «Использование элементов сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Этот метод является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, столкнуться со сложными явлениями в доступной для понимания ребенка форме.
Огромный вклад в исследование и разработку метода сказкотерапии внесли учёные : Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко. Т. А. Шуйской подобраны замечательные игры и упражнения, основанные на взаимодействии ребенка со сказкой.
В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Целью сказкотерапии является активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, совершенствование его взаимодействия с окружающим миром; восстановление адекватного поведения ребенка с помощью различных «сказочных»приемов.
Задачи сказкотерапии :
- Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
- Развитие вариативности мышления.
- Повышение самооценки.
- Формирование навыков общения и адекватных форм поведения.
- Снятие психического напряжения.
- Развитие фантазии и воображения.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами.
Используя маленькие фигурки, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Посредством сказочных образов ребенку предлагаются образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Отождествляя себя с положительным героем, обучающийся усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич – Евстигнеева предлагает структуру занятия с использованием метода сказкотерапии.
Структура занятия состоит из 7 этапов:
1этап Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу (войти в сказку) Игры на сплочение
2 этап Повторение Вспомнить то, чему научились в прошлый раз Вопросы к детям о том, как им помог новый опыт.
3 этап Расширение Расширить представление ребенка о чем либо ( направления работы: рассказ, показ или проигрывание новой сказки.
4 этап Закрепление Проявление новых качеств личности ребенка (игры по приобретению и закреплению нового опыта (путешествия, превращения)
5 этап Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью ( направление: обсуждение вместе с детьми в каких ситуациях можно использовать новый опыт)
6 этап Резюмирование Обобщение приобретенного опыта, связь его с уже имеющимся ( подведение итогов занятия: поощрение детей, проговаривание конкретных ситуаций реальной жизни, в которых может быть использован новый опыт)
7 этап Ритуал «выхода из сказки» подготовка ребенка к взаимодействию в реальной социальной среде (повторение ритуала входа в обратной последовательности)
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий можно решать многие психокоррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются новые знания и представления, но и что самое главное новое эмоциональное отношение к окружающим людям. Сказка может в увлекательной форме и достаточными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя.
На занятиях можно применить следующие приёмы работы со сказкой :
1. Рассказывание сказок.
Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.
1. Анализ сказок.
Цель - интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.
2. Сочинение сказок.
В роли актеров выступают сами дети. Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка. Кроме того, она позволяет обучающимся проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.
3. Рисование сказок. Например, можно дать детям задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким – то причинам не может себе позволить проявить.
5. Творческие игры со сказкой
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
На своих занятиях я использую игры и упражнения с использованием элементов сказкотерапии :
• игры на развитие интонационной выразительности речи: «Кто это сказал», «Расскажи по- разному», «Мимический кубик. Зеркало», «Из какой я сказки?»
• настольный театр по сказкам «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Три медведя» и др;
• рассказывание сказок с помощью фигурок из сказок;
• драматизация русских народных сказок;
• игры на развитие связной речи, развитие грамматического строя речи: «Расскажи сказку», «Волшебные кубики сказок», «Путешествие в мир сказок», «Составь сказку по картинке», «Собери сказку – расскажи сказку», «Поиграем в сказку»;
• разучивание присказок, поговорок;
• артикуляционные сказки.
Использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно: ведь дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Таким образом, коррекционная работа с применением элементов сказкотерапии формирует необходимые условия для сохранения и укрепления психологического и физического здоровья, развития коммуникативных навыков.