Лидия Максимова
Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках ФГОС, в условиях развития образования, социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных его качеств.
Современный педагог-профессионал интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, а также владеет и активно применяет на практике приёмы педагогического артистизма, который сильно воздействует на личность ребёнка Владеющий актёрским мастерством педагог способен передать свои умения воспитанникам. А. С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убеждён что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».
Публикация «Использование воспитателем актерских умений в педагогическом процессе» размещена в разделах
В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребёнка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.
Безусловно, артистизм – неотъемлемая часть моей профессии. Это и есть профессионализм. Достигается он благодаря накопленному опыту, знаниям и самое главное желанию привнести что-то новое и интересное, создать такие условия для своей работы, чтобы она приносила радость и удовлетворение.
На протяжении своей педагогической деятельности, я наблюдала за своими старшими коллегами- наставниками, училась у них многому: как интересней преподнести сложный и порой скучный материал детям, как их увлечь, заинтересовать?
Порой сами дети подсказывали и направляли на какие –то интересные творческие идеи, ведь они живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой в данный момент нужен результат, можно вместе с «помощником»-персонажем, совершать различные «превращения».
Так, например, если нужно создать в группе тишину, мы превращаемся в рыбок, бабочек, цветы, камни, приближая эти образы к теме занятия.
Также вместе с детьми придумываем разные специальные слова – заклинания: «Раз, два, три – все игрушки собери! Четыре, пять – готовы мы идти гулять!»
Чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьёзного занятия, часто приходят на помощь «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов, либо учёных
Всегда под рукой среди учебных средств и материалов имеется звонкий колокольчик, будильник, дудочка, «волшебная палочка» и другие предметы для создания нужной атмосферы и настроения.
Часто в своей работе использую игровой приём «погружения в ситуацию». То мы с детьми в «открытом космосе», на «другой планете», то на
«корабле» или «воздушном шаре», «в лесу», «джунглях» и т. д. Такие
проигрывания помогают лучше усвоить какие-то знания.
С младшей группы я уделяла большое внимание театрально-игровому творчеству.
Четыре года назад, работая с детьми младшей группы, я столкнулась с такой ситуацией.
С одной стороны были дети, с проблемами речевого развития: задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, практическое отсутствие общения как со взрослыми так и со сверстниками, а также скудность эмоциональной сферы.
С другой стороны были и такие дети, у которых ярко выраженная эмоциональная сфера, развиты общение и речь в соответствии с возрастом. Мне, как педагогу, захотелось у тех и у других детей развить творческие способности посредством театрализованной деятельности.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
В работе над этой проблемой я опиралась на авторскую программу Светланы Машевской для дошкольных образовательных учреждений «Риторика + театр», разработанную как пропедевтический курс к программе обучения риторике в школе, созданной под руководством проф. Т. А. Ладыженской.
Очень полюбилась детям игра «Я в образе», то есть, дети примеряют на себя образ. Я говорю им тему, например «Герои сказок», «Море», «Лес» и они придумывают себе героя, и пять минут находятся в этом образе. Затем мы пытаемся выяснить, кто кем был. Дети пользуются уголком ряжений и «Сундучком сокровищ». Это сложная игра, поначалу не все справляются с её правилами, но в дальнейшем ко всем приходит понимание и интерес.
Наблюдая за тем как я играю, дети сами выражают готовность сыграть роль того или другого героя. После чтения литературных произведений, мы обычно беседуем и выясняем, в каких эмоциональных состояниях находятся герои произведения в различных ситуациях. И повторяем их эмоции. Дети с удовольствием включаются в рассуждения, а что было бы если. Обсуждаем их поступки, и пытаемся понять, для чего они их совершают в тех или иных ситуациях. Важно, что бы к детям пришло понимание того, что, играя ту или иную роль, они не отождествляли себя с героем. Особенно если эта характерная роль. Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что он только играет роль! Он актёр!
Нравится детям приём "Письмо в сказку". Дети диктуют текст, педагог записывает. Это коллективные или индивидуальные письма. Сроднившись с героями сказок, дети обращаются к ним в письмах не формально, а очень искренне. Дают советы волку («Лисичка-сестричка и серый волк», придумывают охранные устройства для петуха («Лиса, заяц и петух») и др.
Часто, в дальнейшем, игра-драматизация, организованная мною, становится сюжетно-ролевой игрой в свободной деятельности детей. Ведь детям хочется «оживлять» любой текст. Это может быть текст, который они учатся пересказывать.
Велика роль песенок, используемых в играх-драматизациях. Многие песенки дети придумывали сами. Например в финале игры по сказке «Репка», а также песенка, с которой строят дом животные в сказке «Зимовье зверей», песенка Лисички со скалочкой и др.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в этот процесс, я использую разнообразные приёмы творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой изображён персонаж); проигрывание ролей в парах.
Работу по театрально-игровой деятельности веду в тесном контакте с педагогическим коллективом : музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию.
Для успешной работы была создана предметно-пространственная среда: в группе оборудованы театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации. Кроме того, имеются наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций.
На занятиях знакомила детей с театром: дети узнали, что такое "одежда сцены", кулисы, костюмерная. Как правильно вести себя на сцене актёрам и зрителям в зале, даже как нужно правильно аплодировать. Очень плодотворно проходит сотрудничество нашего детского сада с театральной студией "Аншлаг"
Регулярно ходим с детьми в театр и постигаем основы актёрского мастерства. Наши дети наблюдали за актёрской игрой своих сверстников и многому у них учились, ведь им свойственно подражать кому-то.
И наоборот, дети из студии приходят к нам в гости на наши мероприятия, например был проведен совместный праздник, посвящённый 9 Мая, а также представлен спектакль по сказке "Репка".
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; тематические выставки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.
Результатом работы стало участие детей в театрализованных постановках: «Как котята маму искали», «Заколдованная ёлочка, «В гости к медвежонку Умке» «Лучший подарок для мамы» и «Три мамы». Кроме того, ребята выступают в инсценировках на утренниках и на родительских собраниях. Элементы театрализации использовались в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в самостоятельной деятельности детей.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах: большинство детей стали лучше владеть импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; многие дети стали увереннее выступать перед зрителями, с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного общительней, внимательней друг к другу.
Сегодня я объясняю своим детям простые, но удивительные вещи, рассказываю, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Ещё очень важно для меня лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.