Инна Баринова
Использование вариативных средств обучения в работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, приёмов, методов и средств обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность ребенка, помогают детям с ОВЗ получать определённый багаж знаний, навыков и умений.
Все мы знакомы с традиционными и инновационными технологиями и методиками, используемыми в специальной педагогике. Сегодня хочу остановиться на использовании средств обучения в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и воспитанниками. Их ещё называют дидактические средства.
К числу средств обучения относятся материалы и приспособления, благодаря использованию которых более успешно и за рационально короткое время достигаются поставленные цели обучения.
Для эффективного использования средств обучения учителю-дефектологу необходимо:
- проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала;
- определить, какие главные элементы воспитанники должны усвоить;
- установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения;
- отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания;
- сформулировать задания;
- проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и по необходимости внести коррективы в выбор средств обучения.
Дефектолог выбирает средства с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников с ЗПР; подбирает традиционные и инновационные средства обучения; соблюдает правила их использования для безопасности жизнедеятельности детей.
Изучив несколько значимых факторов (характер воздействия, степень трудности, происхождение, по которым дидактики классифицируют средства обучения, в своей работе с детьми с ЗПР выделила основные группы:
- вербальные: слово, речь педагога;
- визуальные: иллюстративные материалы, мнемотехники, схемы, модели, муляжи, дидактические игры и пособия, натуральные объекты, геометрические фигуры;
- технические: ноутбук, компьютеры, планшеты, интерактивные доски, проекторы, игровые терминалы, магнитофон, музыкальный центр, компьютерная техника;
- электронные: ИКТ-презентации, флеш-игры, печатные материалы на электронном носителе, компьютерные игры, программное обеспечение, видеозаписи и т. д.
Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Воспитанники более 80% информации воспринимают зрительно.
При использовании наглядных средств необходимо соблюдать ряд условий:
- наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников, использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;
- наглядность должна быть эстетически выполнена, хорошо просматриваться с разных ракурсов.
К проведению демонстраций также предъявляют ряд требований:
- демонстрируемые на доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости;
- при показе не следует стоять спиной к детям и загораживать демонстрируемое;
- количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.
Ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на детей, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.
Но педагогу надо иметь в виду. Что недостаток наглядности снижает качество обучения, а перегрузка занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса воспитанников с ЗПР, отвлекает их на второстепенные детали.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ я использую вариативные средства обучения.
В первую очередь, большую роль отвожу игровым средствам обучения. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи.
Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач.
Важно, что дети, выполняя различные задания в игровой форме, получают незаметно для себя новые знания. При этом быстро не утомляются.
Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, отличный способ расслабиться.
Любая информация должна быть переработана ребенком, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Дифференцированно делю детей на условные группы с индивидуальными типологическими особенностями (аудиалы, визуалы, кинестеты, а также учитываю уровень речевого развития каждого ребенка. На основании этого разрабатываю разноуровневый дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Часть игр представлена на слайде.
В коррекционные занятия включаю различные виды игр: дидактические, словесные, игры с предметами (прищепками, игрушками, звоночками, колокольчиками, шапочками, игры-инсценировки, игры с элементами кинезиологии, игры на коврографе, электровикторины.
Рассмотрим несколько игр, используемых в работе над лексическими темами «Овощи», «Фрукты».
Цель игры «Умные колокольчики» направлена на развитие мышления, цветовосприятия, моторики рук; на обучение навыкам счета.
Целью игры «Прищепки» является развитие мышления, цветовосприятия, моторики рук, отработка притяжательных местоимений, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, закрепление формы овощей.
Цель игры «Тактильный куб» направлена на развитие моторики рук; на обучение умению определять предмет на ощупь.
Целью игры «Найди предмет по контуру» является обучение умению соотносить контур с предметом.
Цель игры «Угадай овощ» направлена на обучение умению составлять рассказ об овоще по наглядной схеме.
Игра «Части - целое» составлена на основе электровикторины и закрепляет у детей понятия «части и целое».
Цель игры «Шапочки» направлена на развитие мелкой моторики рук; закрепление названия пальцев рук.
Игра «Ориентировка» составлена с использованием коврографа «Ларчик» и направлена на отработку навыки пространственной ориентировки и предложно-падежных конструкций.
В играх «Один-много», «На земле - в земле» используется балансировочная доска, с помощью которой развивается межполушарное взаимодействие.
Для повышения эффективности дефектологических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. И здесь большая роль отводится электронным средствам обучения.
Использование электронных средств в работе с дошкольниками позволяет позволяют привнести в занятие эффект наглядности, повысить мотивационную активность; разнообразить содержание и формы подачи материала.
В использовании электронных средств можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения не должна превышать для детей 5 - 7 лет - 5 - 7 минут 1 раз в день.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях использую детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран», включающий 12 разделов. Раздел «Познавательное развитие» представлен блоком «Лексические темы».
12 игр, представленных на слайде, во всех темах однотипны, однако названия участвующих в каждой из них персонажей или предметов соответствуют выбранной лексической теме.
Использование компьютерных игр делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от дефектолога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Планирование коррекционной работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития – является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой-либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.
Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ребенка, т. е. учитель-дефектолог постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью педагога; в) в чем эта помощь должна выражаться.
Для повышения эффективности обучения детей с ЗПР использую специальные приемы, такие как:
- индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
- более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
- поэлементная инструкция.
- повтор инструкции.
- планы – алгоритмы и схемы выполнения
- альтернативный выбор. Когда из предложенных вариантов ребенок выбирает правильный
- речевой образец педагога
- демонстрация действий.
- вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
- чередование легких и трудных заданий (вопросов)
- совместные или имитационные действия.
- введение физминуток через 10 минут занятия.
- создание ситуации успеха на занятии.
- словесное поощрение
Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью дефектолога.
Цель игры «Найди лишнее» направлена на развитие абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, смекалки, необходимых для объединения ряда объектов в лексическую группу по некоторым общим признакам.
Цель игры «Продолжи ряд» направлена на обучение умению объединять предметы в лексическую группу.
Цель игры «Тени» направлена на обучение умению находить предмет по его контуру.
Цель игры «Тени» направлена на развитие понимания, какие изображения относятся к одной лексической теме, для дальнейшего их объединения.
Такое построение коррекционного процесса с использованием конкретных средств обучения не только облегчает труд учителя-дефектолога, но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышает мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.