Анна Березина
Использование в коррекционной логопедической работе мультимедийных инновационных технологий
Современные дети живут в совершенно новом мире, им уже интересны не только мир игрушек и детских забав. Дети стремятся узнать многое об окружающем мире, о человеке, о технике, они живут в мире, где все отрасли жизни человека связаны с новыми информационно-коммуникативными технологиями. Учителя-логопеды детского сада «Алые паруса» эффективно используют на занятиях с детьми интерактивный стол, а также интерактивную доску.
Публикация «Использование в коррекционной логопедической работе мультимедийных инновационных технологий» размещена в разделах
Мультимедийные технологии позволяют не только насытить занятие с детьми, но и развивать интеллектуальные и творческие способности. Хотелось бы заметить, что инновационные мультимедийные технологии не заменяют традиционные методики логопедической работы, а дополняют и значительно повышают их эффективность. Главное для учителя-логопеда – найти соответствующее место мультимедийной презентации или игре в коррекционно-педагогической работе, то есть применять там, где она более эффективна.
Например, компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», позволяет специалистам эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Объемное изображение, звуковое сопровождение познавательного материала, игровая интерактивная форма его подачи делают программу не только привлекательной для дошкольников, но и способствуют повышению речевой мотивации к занятиям с логопедом, скорости запоминания, улучшают речевое продуцирование.
Интерактивные речевые игры (издательство «Учитель») интересны дошкольникам всех возрастов и эффективны в работе с детьми на любом этапе речевого развития, так как позволяет решить ряд задач, актуальных для коррекционной логопедической работы :
Развитие фонематических процессов;
Развитие лексики и грамматики;
Формирование орфографической зоркости;
Развитие памяти и внимания.
Специалистами ДОУ отмечено, что использование в коррекционном процессе ИКТ способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового, позволяет добиться устойчивого внимания, поддержки интереса детей к изучаемым явлениям на протяжении всего процесса обучения.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется элективность внимания и память;
Раньше овладевают чтением и письмом;
Активно пополняется словарный запас;
Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
Уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора;
Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
Развивается воображение и творческие способности;
Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Развивающие игры с использованием интерактивной доски повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям и средствам мультимедийных технологий.
Благодаря использованию в коррекционной логопедической работе мультимедийных инновационных технологий, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Использование интерактивного оборудования при обучении дошкольников способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, учат анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы. Интерактивные игры требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Использование ИКТ развивает «когнитивную гибкость» - способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.
Учитель-логопед МБ ДОУ № 27, г. Батайск
Березина А. С.