Екатерина Самарина
Использование в ДОУ способов нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Мы полагаем, что предоставленные виды техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
Рекомендации адресованы педагогам детских садов, а также родителям, которые хотят развивать в своих детях творческие, трудовые и эстетические навыки.
Дети в мире творчества.
Публикация «Использование в ДОУ способов нетрадиционного рисования» размещена в разделах
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.
Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; ягель; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс.
Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы – пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков зубной пасты, кремов.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 % .
Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.
Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Техника выполнения нетрадиционных приемов обучения рисованию детей 3-5 лет.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.
“Вместо кисточки рука”
Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствоватькраски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художникперепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовалсярезультатам своего труда.
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированная или белая бумага,
гуашевые краски,
кисти,
ветошь (для вытирания рук).
Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в которомможно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться всолнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соединитепальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону,а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисоватьгрибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носикзверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, имногое другое можно нафантазировать вместе малышом.
“Печатаем пальчиками”
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования,
палитра,
акварельные краски,
ветошь для рук,
кисточка,
черный карандаш,
газета.
Порядок работы:
“Радужная рыбка”. Обмакнем подушечку большого пальца в приготовленную на палитре краску разных цветов. Сделаем отпечаток. Кончиком пальчика изобразим хвостик. Глаз отпечатаем тупым концом карандаша, обмакнув его черную краску.
“ Цветок”. Указательным пальчиком отпечатываем лепестки, мизинцем серединку.
Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом.
Ее тоже можно использовать при работе с малышами, но только самые простейшие упражнения просто – печать определенной фигурки для оттиска на поверхности листа.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех, четырех лет.
“Узор из точек”.
Необходимые материалы и инструменты:
= Тонированный лист бумаги,
= косметические палочки (палочки с ватными тампонами,
= краски,
= кисти.
Порядок работы:
Очень часто при выполнении художественных работ возникаетнеобходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, чтовызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторитьодинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуациикосметические палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповатьодинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужнодля каждого цвета иметь свой тампон.
Технику работы с косметическими палочками можно использовать приизображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветнуюили тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем емувысохнуть и ватными тампонами штампуем узор, заранее обмакнув каждыйв нужную краску. В данной технике можно получить мозаичное изображение.
“Печатаем листьями на бумаге”
Необходимые материалы и инструменты:
— Гуашь,
— акварель,
— кисть,
— карандаш,
— бумага,
— цветная тушь или чернила,
— кусочек поролона,
— листья разных деревьев, цветов.
Порядок работы:
Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашеннойстороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив кбумаге, получим еще один отпечаток, и т. д. Если нижний кончик листа будем прикладывать кпредыдущему отпечатку, то выйдет цветочек, нужно только дорисовать кисточкой стебелек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочкаготова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ ивоплотить его на бумаге, дорисовав детали. А сочетание данного приема и техники “по сырому”дает простор фантазии при тонировании листа. Например, при рисовании луга, фоном будеттрава. Берем лист, смачиваем его при помощи губки, затем вливаем краску нужных оттенков итут же отпечатываем листья.
Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тономвыше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика,дает плавные, мягкие очертания.
“Печатаем штампами”.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампаможно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные изподручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочкии фартуки и т. д.
“Недолговечные штампы”.
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования,
краски,
ножик,
овощи или фрукты: морковь, картофель, свекла, яблоко, редис, репа,сладкий перец.
Порядок работы:
Используем разрезанные вдоль или поперек фрукты, овощи. С маленькими детьми лучше использовать всю поверхность разрезанного плода, дети старшего возраста могут попробовать вырезать на нем узор. Ребенок может воспользоваться ложкой, карандашом, тупыми ножницами или пластмассовым ножом с зазубренным лезвием. Выпуклая часть штампа смазывается краской и оставляет отпечаток на бумаге.
Для декорирования открыток, упаковочной бумаги в качестве штампа очень хорошо использовать стручки перца. Забавно изогнутые линии среза придадут работе загадочность и неповторимость.
Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми 4-5 лет.
“Долговечные штампы”
Необходимые материалы и инструменты:
Клей ПВА,
плотный картон,
резина толстая,
бутылочная пробка,
бечевка,
краска,
бумага.
Порядок работы:
Проще всего изготовить штамп из пробки или ластика, вырезав на ровном срезе элемент узора.
Для оформления большого количества самодельных открыток или пригласительных билетов можно приспособить штамп из бечевки. На плотный картон наклеивается клеем ПВА бечевка в виде витиеватой рамочки. Это и есть штамп. Веревочка смазывается краской, аккуратно накладывается на заготовку и прижимается. На заготовке остается рисунок.
Из веревочки можно выкладывать инициалы, имена и рисовать, контурные изображения предметов - в зависимости от замысла.
“Разные разности”
Необходимые материалы и инструменты:
Бумага для рисования,
кисти,
краски,
деревянная катушка от ниток,
пуговицы,
трубка от картона,
консервная банка,
скалка,
апельсиновая корка (свежая,
кукурузный початок,
спица,
карандаш или высохший фломастер.
Порядок работы:
Интересные отпечатки могут оставлять разные предметы. Чтобы найти их, нужно только внимательно посмотреть вокруг и немножко пофантазировать, представив себе, какие удивительные следы они могут оставить.
Так деревянная катушка от ниток оставит след, похожий на колесо, а обыкновенная пуговица - кружочек с двумя или четырьмя точечками.
Если катушку положить на палитру с нанесенной на нее краской и продеть в отверстие карандаш, то покатится катушка по чистому листу бумаги, оставляя две цветные дорожки.
А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.
“Печатаем пробками”
Использование бросового материала в художественно- творческой деятельности детей, разнообразно. К большому списку доступных материалов - приспособлений для изобразительной деятельности можно отнести и пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов.
Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только, раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребенка. Появляются ножки, клювик дорисованные кисточкой, глаза - это отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает.
Разноцветные ниточки, проведенные кончиком кисти, помогают маленькому художнику правильно подобрать цвет для воздушного шара, который появится после отпечатка.
Божья коровка может появиться на траве, если отпечаток пробки с красной краской дорисовать (точки на спине) косметической палочкой, обмокнув ее в черную краску, а кончиком кисти мелкие части (голова, усики).
Гусеница, ловко перебирающая лапками.
Использование пробок разного размера.
Необходимые материалы и инструменты:
Пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты (разных размеров,
гуашь,
кисть.
Порядок работы:
Намазываем кистью с краской верхнюю часть пробки (от пластиковой бутылки) иотпечатываем на поверхность приготовленного листа. Получившееся изображениекруга дополняется элементами, деталями с применением других бросовыхизобразительных инструментов (шляпка шурупа, запонка, цепочка и т. д.).Еслипробку перевернуть и обмакнуть в гуашь, то отпечаток на бумаге похож на легкийвоздушный шарик, колечко, мыльный пузырь и многое другое, что может увидетьваша фантазия.
“Прямые и кривые линии”.
Необходимые материалы и инструменты:
Картон (толстый, тонкий, гофрированный,
газета,
кисть,
гуашевые краски,
лист бумаги.
Порядок работы:
Для того чтобы получить в качестве оттиска прямую или ломаную линию, берем кусочек плотного картона. Нарежем полоски из картона разной толщины. Обмакнем край картона в краску и отпечатаем на бумаге прямую линию. Толщина линии зависит от толщины и вида картона, а чтобы получить кривые (изогнутые) линии, обмакнем в краску край картона и, слегка согнув его, нанесем на бумагу оттиск. Если отпечатать несколько изогнутых линий, сходящихся в середине, выйдет стилизованный цветок.
Для составления узора из цветов можно использовать прием рисования картонкой, смещая ее определенным образом. В результате лепестки получаются в виде клинышков. Чтобы отпечатать клинышек, нужно обмакнуть в краску край картона и прижать к бумаге, затем сдвинуть картонку, держа ее за верхний край. Нижний край остается прижатым к бумаге. Из нескольких клинышков-лепестков можно сделать цветок.
Радость творчества.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности