СВЕТЛАНА ШЕПИЛОВА
Использование ТРИЗ в решении воспитательных и образовательных задач
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека. Закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективой. Начинать экологическое воспитание нужно уже с младшего возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности. Для решения воспитательных и образовательных задач, на ряду с другими, я использую методику ТРИЗ. Основными задачами которой являются : развитие логического и диалектического мышления, умение мыслить, фантазировать. ТРИЗ прекрасно подходит для развития умственных и речевых способностей у детей.
Публикация «Использование ТРИЗ в решении воспитательных и образовательных задач» размещена в разделах
Лучше начинать применять ТРИЗ постепенно включая отдельные её методы и приёмы в беседы, игры, прогулки, занятия. Затем можно планировать более сложные занятия, такие как системный оператор, на которых дети учатся системному мышлению.
В своей работе я использую такие тризовские игры как «Бином фантазии», «Хорошо-плохо», «Камень брошенный в воду», «Наоборот», «Цепочка слов», «Волшебная шкатулка», «Сказки на изнанку». Эти игры развивают у детей творческие способности, речь, фантазию, учат находить выход из трудного положения, учат видеть противоречия в обычных вещах».
Сказки перевёртыши, сказки с приёмом перевирания, салат из сказок, сказки придуманные детьми благотворно влияют на умственное и речевое развитие детей. Такие игры как «Как кот в мешке», «Отчего эта часть», «Что лишнее», «Угадай-ка-загадай-ка» развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, логическое мышление. Игра «Маленькие человечки» - воспитывает терпение, выдержку, учит детей моделировать, развивает творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.
Моделирование настроения цветом и мордашками - учит детей моделировать, развивать творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности. Моделирование настроения цветом и мордашками – учит детей обосновывать своё решение, высказывать своё отношение. На прогулке я использую игры с приёмами фантазирования, оживления, увеличения, динамизации, игры с приёмами эмпатии (представь себя на месте наблюдаемого, игры с приёмами превращений (в кого превращаются сугробы, лужи и т. д.). Игры на функциональный системный анализ (ФСА) «Чем может быть?» (листок, палочка). Игры на системный анализ «Чем связаны?», «Что общего?», «Чем похожи, отличаются?» (вата и облако). Игры - имитации (показать полёт пчелы, игры с наблюдаемым объектом (разгадать рисунок следов на снегу) и т. д.
Использование ТРИЗ в процессе воспитания дошкольников даёт возможность заложить основы правильного миропонимания, вырабатывает у них качества творческой личности. Дети постоянно задают вопросы не только взрослым, но и себе, пытаются, рассуждая вслух найти ответы на возникшие вопросы, умеют «заглянуть внутрь» объекта, учатся мыслить грамотно и нестандартно, активно эмоционально обсуждают свои проблемы, правильно говорят, не говорят заученными фразами, отстаивают своё мнение, объясняют изменения, происходящие в окружающей их действительности.
Использование в работе элементов ТРИЗ преображает детей. У них появляется интерес к творчеству, к познанию окружающего мира (появляется желание побольше узнать, увидеть, повышается активность, более ярко проявляются такие качества, как вдумчивость, рассудительность, появляется уверенность в себе.