Елена Чикишева
Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста».
В связи с введением в систему дошкольного образования ФГОС педагогам открываются большие возможности использования различных педагогических технологий, методик, видов дидактического материала.
2 слайд
Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день, на мой взгляд, считаются конструкторы. Их существует огромное количество. (ПРЕДСТАВИТЬ ПРОСТО НА СЛАЙДЕ)
Публикация «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
Почему же именно конструкторы? Именно конструирование? Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
3 слайд
Отмечу, также, что ФГОС ДО предъявляет требования к наполнению развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций. Учитывая данное требование ФГОС, считаю, что принципиально важное значение имеет сегодня наполнение развивающей среды современными видами конструкторов, в частности, хотелось остановиться именно на конструкторе «ТИКО».
4 слайд
«ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО НПО «РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Данный конструктор представляет набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Почему же именно этот конструктор?
5 слайд
Использование современного ТИКО-конструктора, на наш взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основным спектром цветов, кроме того развивает творческие способности, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, также формирует умение следовать образцу.
6 слайд, 7 слайд
Кроме того, данный конструктор позволяет осуществлять как плоскостное конструирование, так и объемное. Поэтому сконструировать можно бесконечное количество игровых фигур, что вызывает желание и интерес со стороны ребенка к этому конструктору.
8 слайд
Педагогам конструктор полезен, как средство для быстрого создания наглядных пособий.
9 слайд
Сейчас, я хочу Вам показать, несколько примеров заданий на развитие логического мышления с использованием деталей конструктора,
1 задание, самое элементарное для детей младшей-средней группы: Разноцветные домики. Как Вы считаете, на развитие какого логического приема мышления направлено это задание? (классификация)
10 слайд
2 задание, какая понадобится фигура, чтобы получился дом?
11 слайд
3 задание, какие фигуры можно использовать, чтобы получился танк?
12 слайд
4 задание, какие фигуры понадобятся для создания самолета?
13 слайд
5 задание, найди лишнюю фигуру, раскрась её.
6 задание, для детей старшего дошкольного возраста :
- какая фигура находится справа от, слева от….;
- какая фигура находится между ….
14 слайд
7 задание «Запомни расположение» для детей старшего дошкольного возраста. Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по представлению создаете данную фигуру.
Выполнение задания
Предлагаю проанализировать полученные фигуры:
-какие геометрические фигуры использовали для постройки?
-какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?
-какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?
-какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?
- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?
Вот таким образом, через анализ сконструированной фигуры, через анализ схемы проходит работа над формирование логического пространственного мышления.
15 слайд
В своей работе применяю «Слуховые диктанты» 8 задание
16,17 слайд
Так же можно предложить множество заданий логического характера9, 10 задание
18 слайд
Набор «Грамматика» - учебно-дидактическое пособие, обеспечивающее основательное изучение практической фонетики и предназначенное для занятий обучения грамоте в детском саду и русского языка в начальной школе
Детям зачастую не хватает выдержки для того, чтобы продолжительное время внимательно работать с буквами, звуками, Набор «Грамматика» решает эту проблему - повышает интерес к образовательному процессу, развивает внимательность, превращает обучение в истинное удовольствие.
19 слайд
Работая с этим набором, дети собственными руками создают из конструктора модели (схематические обозначения) звуков, букв, слогов, слов и их звуковых схем.
Набор «Грамматика» поможет постичь все «премудрости» фонетики и научить ребенка правильно читать!
Вот не которые задания по обучению грамоте:
Задание: составь звуковую схему слова по картинке;
Задание: подбери слово к звуковой схеме;
20 слайд
Кроме звуко-буквенного анализа слов мы предлагаем детям составить из деталей конструктора сами буквы
Буквенный конструктор
1 вариант: Из деталей конструктора ТИКО дети составляют буквы: самостоятельно придуманные, либо по образцу.
2 вариант: Воспитатель составляет неправильную букву (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами", а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная буква
21 слайд
«Преобразование букв».
Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась буква.
Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая буква. Дальше ребенок преобразует выложенную букву в другую.
Возможны следующие ряды букв: Т-Г-П-Н; Я-Ф-Р-В.
22 слайд
Практическое задание педагогам
Ну и, конечно же, работа по развитию логического мышления осуществляется в процессе конструирования. Выделяют множество типов/видов конструирования, но я в своей деятельности использую :
• конструирование по схеме
• конструирование по образцу
• конструирование по замыслу
(расставлены столы с необходимым материалом)
Сейчас Ваша задача сконструировать фигуры, у каждого стола своё задание:
• 1 стол конструируют по схеме.
• 2 стол конструирует по образцу.
• 3 стол конструирует по замыслу.
А затем мы с Вами вместе сделаем выводы о выполненной работе.
Выполнение конструирования
Итак, Ваша задача была сконструировать по схеме, как Вы считаете, какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по схеме? (сравнивать, анализировать, синтезировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по образцу? (сравнивать, анализировать)
Какие приемы логического мышления были Вами задействованы в процессе конструирования по замыслу? (синтез, представлять в умственном плане задуманное, умозаключение, т. е. путем ошибок в постройке сделали умозаключение о том, чтобы получалась так, как мне надо необходима эта деталь, а не та)
23 слайд
Заключительная часть
Итак, я постаралась показать Вам возможности использования ТИКО конструктора в процессе развития логического мышления дошкольников.
Конструктор – это универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для занятия детей. Это огромная возможность для творческой самореализации как детей в создании построек, так и педагогов в создании методических разработок, пособий и всего прочего.
Рефлексия
И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если Вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно – возьмите фигуру треугольник. Ну, а если это всё Вас совсем не тронуло – выберите четырехугольник. Выбранные фигуры прошу положить в эту коробочку, чтобы я могла проанализировать свою работу по завершению.