Дьяконова Наталия Афанасовна
Использование технологии синквейн в речевом развитии детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.
Публикация «Использование технологии синквейн в речевом развитии детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте. Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-граматических категорий, способствует обогащению словаря, развивает психические функции.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех. Если применять методику синквейн в коррекционно - развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы.
Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает ёлочку.
Существуют правила составления синквейна :
1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя).
2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку.
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.
4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
Подготовительным этапом при работе над синквейном являются дидактические игры на расширение и совершенствование словаря по разным лексическим темам. Игры включаются в разные виды деятельности детей, в режимные моменты и непосредственную образовательную деятельность.
Практический этап работы над синквейном начинается в старшем дошкольной возрасте в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные творения.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Предварительная работа по созданию синквейна ведется на занятиях с воспитателем, с родителями в домашних условиях.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно:
спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по описанию»- белое, длинное, чистое, махровое
… (полотенце)
«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет,
срывает листья, поднимает пыль).
«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем,
фломастером, кисточкой)
«Назови части целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья);
Формы организации образовательного процесса:
1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).
2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.
3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
4. Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).
Например: Начало занятия. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Это уже элемент синквейна. Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. В середине занятия если тема трудна для восприятия, дети устали, предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу. Это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Конец занятия, синквейн - достойный итог изучения нового, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось достичь планируемого результата.
Пример синквейна. Лексическая тема «Женский день - 8 марта»
1. Мама.
2. Милая, родная.
3. Любит, заботится, трудится.
4. Я люблю свою мамочку!
5. Забота.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
К концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.
На поздравительных открытках дети печатают свои синквейны и с гордостью дарят их родителям. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребё нка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, образные, творческие). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов по стихотворениям, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
В группе собрана небольшая картотека синквейнов составленных детьми по разным лексическим темам.
Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Созданные детьми стихотворения нередко становятся изюминкой непосредственно образовательной деятельности.