Светлана Дикова
Использование технологии на музыкальных занятиях «Звук-волшебник»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии на музыкальных занятиях
«Звук волшебник»
Порой кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой:
малыш растет,становится крепче,умнее, незаметно усваивает знания,
навыки.
Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Задача взрослых - помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных, творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможно организация различных видов деятельности дошкольников, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях не зависимо от уровня музыкальных способностей. Роль малыша может быть не большой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Поэтому я работаю по технологии «Звук волшебник». Детский оркестр всегда привлекал меня. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Материалом для изготовления музыкальных игрушек- инструментов служат старые, уже использованные и ненужные вещи («бросовый материал») – коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, бусинки, пуговицы, ведерки из под майонеза….
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков – в том числе и прикладной. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издает. Так ребенок посредствам экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир. Дети 1-2 лет часто экспериментируют со звуками : стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружки. Так они пытаются услышать «голос» предмета. Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторятся ребенком в определенной ритмически организованной последовательности. И некоторые дети самостоятельно приходят к исполнению, не только какого- нибудь, музыкального ритма, но даже и не затейливой мелодии детской песенки. Биографами известных музыкантов описывались факты, когда композитор, будучи детьми, стучали по разным предметам, извлекая ту музыку, которая звучала у них в голове. П. И Чайковский, например, выстукивал мелодию на оконном стекле, в результате чего окно было разбито, а сам маленький Петя весь изранен. М. И. Глинка любил стучать по большим медным тазам, имитируя звук колоколов и исполняя свою собственную музыку.
Сами дети мастерили себе «пикули» из стручков акации, дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Иногда такие свистульки делались взрослыми из глины. Если они затем обжигались в печи, то получались так называемые «окарины». Они изготовлялись из фарфора. Такие окарины встречались в народных оркестрах не только в России, но и в других странах. Часто музыкальные игрушки, сделанные родителями или самими детьми, использовались в играх, которые организовывали взрослые и которые, помимо множества задач, конечно же, решали главную - научить детей слушать.
К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки применяются родителями для игры с младенцами до сих пор. Но вот с дошкольниками старшего возраста взрослые не играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.
Для развития музыкальных способностей нужно больше уделять внимания музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабаном, дудочкам, гармошкам, трещоткам, свистулькам, ложкам… Они имеют разнообразные тембры, в процессе восприятия которых у детей развивается умение слушать, различать эти тембры и использовать их в своей игровой и творческой деятельности.
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости- все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей. Сделав своими руками игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. Дети, которые были замкнуты благодаря игре на самодельных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
Хочется подчеркнуть, что педагог и родители должны быть внимательны к любым проявлениям самостоятельности ребенка, т. к. творчество и психологические процессы не отделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучений.