Язенина Ольга
Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии «лэпбук»
в инклюзивной практике современного педагога
Наталья Владимировна Пучкова,
Ольга Валерьевна Тихонова,
Ольга Анатольевна Язенина,
ОГБОУ «Центр образования для детей
с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Образовательные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учителю приходится искать новые технологии, методы и средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. В этих условиях у педагога возникает острая потребность в доступных, надежных инструментах, позволяющих активизировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого из обучающихся. Поиск таких инструментов становится актуальной и практически значимой задачей.
Интересные возможности для решения поставленной задачи открывает лэпбук, который можно рассматривать в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства.
Лэпбук (дословно переводится с английского как «наколенная книга») – это самодельная интерактивная папка или книжка, в которой размещены материалы на одну тему, может быть представлена как стандартная книжка с разворотами, книжка-гармошка, книжка-раскладушка, обычная или фигурная папка и т. д.
В лэпбуке есть :
– кармашки (стандартные, фигурные);
– конверты (обычные и фигурные);
– книжки (книжки-гармошки, книжки-раскладушки);
– окошки и дверцы;
– карточки;
– выдвигающиеся детали;
– подвижные детали и т. д.
В зависимости от назначения могут быть: учебные, игровые, праздничные, папки-отчеты и т. д.
Не смотря на кажущуюся простоту лэпбука его важным достоинством является полифункциональность и вариативность. Применение лэпбука позволяет учитывать разные образовательные потребности обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Преимущества лэпбука :
– разные формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая;
– добровольное участие обучающихся в процессе создания;
– использование для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
– вариативность (несколько вариантов использования каждой его части);
– изменение степени сложности заданий;
– многогранность в плане содержания (применение при изучении как отдельных предметов, так и при проведении различных внеклассных мероприятий);
– отсутствие возрастных ограничений;
– доступность;
– трансформируемость (лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей обучающихся);
– может стать результатом совместной проектной, учебно- исследовательской деятельности обучающихся, совместной творческой работы с родителями.
Прежде чем создавать лэпбук, необходимо определиться с его темой, задачами, формой и содержанием, составить проект или макет будущего лэпбука, изготовить его основу и отдельные детали, и только затем приступать к созданию лэпбука в полную величину.
Рассмотрим более подробнее, что такое лэпбук, на примере нашей интерактивной книжки. Творческой группой учителей начальных классов нашего Центра совместно с обучающимися был создан лэпбук для проведения предметной Недели начальной школы, приуроченной к юбилею известного детского писателя Эдуарда Успенского. Впоследствии – при добавлении страниц «Итоги Недели» и «Мои впечатления» – лэпбук стал книгой-отчетом о проведенном мероприятии.
При создании лэпбука обучающиеся с интересом принимали участие в разработке и изготовлении элементов интерактивной книжки: конвертов и кармашков для заданий, карточек с вопросами, мини-книжки о жизни и творчестве автора, букв для оформления страниц лэпбука. К созданию лэпбука привлекались и родители, которые оказывали помощь в изготовлении сказочных персонажей, иллюстрирующих страницы нашей книжки.
Лэпбук создан в виде книжки формата А3. Каждая страница имеет определенную тематику и содержание. Ежедневно мы вместе с обучающимися путешествовали по страницам нашей книжки и выполняли разнообразные задания. Наше пособие состоит из семи страниц (рис. 1, рис. 2) :
Рисунок 1
Рисунок 2
1 страница. Знакомьтесь: Эдуард Успенский! На ней представлена фотография Эдуарда Успенского, которая находится в конверте у почтальона Печкина, одного из героев Э. Успенского, и биография автора в виде мини-книжки, которую держит в руках Дядя Фёдор (рис. 3).
Рисунок 3
2 страница. В гости в Простоквашино. На ней представлены игровые упражнения по книге Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Игра «Найди пару» выполнена в виде конверта с набором карточек двух цветов, который держит в руках Шарик. На карточках одного цвета записаны персонажи сказки, на корточках другого цвета – их имена. Обучающимся предлагается составить пары: персонаж – его имя. Игра «Кто хочет стать миллионером» в лэпбуке представлена в виде вертолета со спускающейся лесенкой. На каждой ступеньке лесенки записаны вопросы и даны варианты ответов. Обучающиеся должны прочитать вопрос и выбрать правильный вариант ответа из предложенных (рис. 4).
Рисунок 4
3 страница. Чебурашка ждет друзей. На ней представлены игровые упражнения по книге Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» : викторина и «Орфографические пазлы». Викторина выполнена в виде ящика с апельсинами, на которых записаны вопросы. И ящик, и Чебурашка присоединены к лэпбуку с помощью пружинок, что придает им подвижность и объем (рис. 5). Вопросы викторины написаны на картинках-апельсинах, которые вставлены в прорези ящика. Упражнение «Орфографические пазлы» представлено в виде поезда с вагонами, в которых расположены карточки со словарными словами с пропущенной орфограммой. Обучающимся предлагается распределить данные карточки по вагонам «А» или «О» в зависимости от пропущенной буквы (рис. 6).
Рисунок 5
Рисунок 6
4 страница. Неизвестные страницы. Здесь мы предлагаем обучающимся прочитать первые две главы из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису», которые представлены в виде книжки-гармошки, а также поучаствовать в мастерской «Сделай сам» по изготовлению героев Э. Успенского в технике оригами.
5 страница. Творческая мастерская. В лэпбуке на данной странице размещены работы обучающихся в каждой из номинаций: «Рисунок» на тему «Любимые герои
Э. Успенского» (рис. 7, «Поделка» на тему «Любимые герои Э. Успенского» (рис. 8, «Кулинарные шедевры от Матроскина».
Рисунок 7
Рисунок 8
6 страница. Итоги недели. Она представлена списками победителей и образцами дипломов, которые были разработаны специально для данного мероприятия (рис. 9, рис. 10).
7 страница. Мои впечатления. На данной странице размещены отзывы участников и информация об авторах данного лэпбука (рис. 11).
Удобство данного лэпбука заключается в том, что информацию, которая содержится в нем, можно постоянно пополнять, изменять и использовать не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках.
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Таким образом, лэпбук – это актуальное и эффективное средство развития познавательной активности, реализации потребностей и интересов обучающихся, повышения их мотивации в учебной деятельности.
Кроме того, использование интерактивной папки создает коррекционно-развивающий эффект: раскладывание иллюстративного, дидактического материала по кармашкам, конструирование из бумаги способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и общему развитию обучающегося. Также работа с лэпбуком задействует кинестетические способы обработки информации, которые являются основой предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, что особенно важно при работе с детьми в условиях инклюзии. Работая в малых группах обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, учатся понимать свою значимость, что особенно важно при социализации в обществе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому технология «лэпбук» имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику образования.
Список литературы
1. Габидуллина Е. В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста// Пермский педагогический журнал № 7/2015 : научно-практический рецензируемый журнал // ред. кол. : А. К. Колесников, Л. В. Коломийченко и др. ; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2015. – 161 с.
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
3. Нурисламова А. Д. ,Давыдова Н. С. ,Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – 98 с.