Наталия Данилюк
Тайм-менеджмент современного педагога (практикум)
▼ Скачать + Заказать документы
Тайм-менеджмент современного педагога
(практикум для педагогов)
Упражнение 1. «Поменяйтесь местами те, кто …»
Цель: получение информации об участниках, настрой на работу в группе.
Все стоят в кругу. По команде ведущего меняются местами те, кто:
- никогда не опаздывали на работу;
- чаще всего успевает выполнить все необходимое;
- планирует день заранее;
- успевает отдохнуть в выходные;
- часто ощущает нехватку рабочего времени.
Публикация «Тайм-менеджмент современного педагога (практикум)» размещена в разделах
Слайд 2. Работа с презентацией.
Упражнение 2. Методика "Умение рационально использовать время"
Оцените себя в баллах: 0 - почти никогда 1 - иногда 2 - часто 3 - почти всегда
0-15 – Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Вы добьетесь своих целей, если составите список приоритетов и будете придерживаться его.
16-20 – Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
21-25 баллов – У Вас достаточно высокий уровень самоменеджмента.
26-30 баллов – Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально использовать свое время. У Вас стоит поучиться.
Упражнение 3. «Ассоциации» (работа с доской)
Цель: получение обратной связи, активизация мышления.
Участники называют ассоциации, возникающие у них на слово «Время». Психолог записывает на доске.
После этого обсуждают, какие их ассоциаций можно назвать отрицательными, а какие положительными.
Слайд 22. Исследования показывают, как человек тратит свое время.
Психолог: Чтобы адекватно распределить время и силы для достижения цели, необходимо знать свои возможности такие как темперамент и хронотип.
Слайд 23. Упражнение 4.
Тест «Хронотип». (Олаф Остберг)
Необходимо подсчитать количество баллов по всем вопросам.
• 0 – 7 баллов – «Жаворонок»
• 8 - 13 баллов – «Голубь»
• 14 - 20 баллов – «Сова»
Психолог: Чтобы лучше узнать свои способности и что- то сделать по их улучшению я приготовила буклеты по вашему типу хронотипа.
Упражнение 5. «Поглотители времени».
Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.
Из предложенного списка подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить, как «поглотители» времени, которые являются помехой для современного педагога. Проранжируйте их.
Причины потерь времени:
• нечеткая постановка цели;
• отсутствие приоритетов;
• попытка слишком много сделать за один раз;
• не планирую предварительно свой день;
• не умею отделить важные дела от второстепенных;
• личная неорганизованность, недисциплинированность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т. п.);
• отсутствие самодисциплины;
• не всегда знаю, что нужно делать;
• «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания зон ответственности;
• отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
• не умею сказать «нет»;
• не довожу начатое до конца;
• долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
• много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
• не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
• спешка, нетерпение;
• медлительность;
• недостаточный контроль за перепорученными делами;
• очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Слайд 25. Эффективные приемы по организации времени.
Прием «Якорь для начала работы»
Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:
• Любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши».
• «Метод швейцарского сыра», то есть начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету).
• «Промежуточная радость». Разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
Прием «пяти пальцев»
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.
М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических, я сегодня решил?
С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Заключительный этап.
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:
- Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на мастер-классе, какие у вас возникли мысли (мизинец?
- Помогут ли знания, полученные здесь, в достижении ваших актуальных жизненных целей, вашей близости к цели (безымянный?
- Были ли упражнения, которые изменили ваше эмоциональное состояние (средний?
- Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный?
- Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой?
Упражнение. «Релаксация «Роза».
Цель: снятие эмоционального напряжения, расслабление.
Предлагаемое упражнение потребует способностей к визуализации.
Если вам сложно представлять картинки, пользуйтесь тем способом, который вам привычнее — можете ощущать, слышать или иным другим способом представить себе розу, не напрягаясь в вызывании именно картинки.
Итак,
1. Сядьте удобно, так, чтобы ваше тел было максимально расслаблено и имело надежную опору в области шейно-плечевого отдела.
2. Начинайте дышать в свободном ритме, представляя, что на вдохе вы наполняете все свое тело светлой, яркой энергией. Окрасьте эту энергию в тот цвет, который захотите. На выдохе вы избавляетесь от всего напряжения и негатива, который растворила эта волшебная энергия.
3. Подышите так какое-то время. Постарайтесь достичь успокоения мыслей и мышечного расслабления. Почувствуйте, как напряжение покидает вас с каждым выдохом.
4. Представьте удобным и привычным для вас способом бутон розы. Рассмотрите, почувствуйте его. Он покрыт сияющими каплями росы. Он совершенен.
5. Ваш бутон розы начинает распускаться. Вы чувствуете едва уловимый, тонкий аромат цветка.
6. Рассмотрите его сверху, сбоку. Покрутите розу. Полюбуйтесь ею.
7. Попробуйте окрасить вашу розу в другой цвет.
8. Попробуйте усилить ее запах.
9. Загляните в раскрывшийся розовый бутон. Что вы там увидели?
10. Насладившись прекрасным цветком, теперь удаляйте его от себя. Пусть он исчезает вдали, пока не превратится в маленькую точку и не исчезнет совсем.
11. Почувствуйте, что ваше тело наполнено ее ароматом, цветом и нежностью прекрасной розы.
12. Посчитайте от 3 до 1 и потянитесь всем телом.
13. Откройте глаза.
14. Не вставайте сразу. Потянитесь еще раз, почувствуйте, как ваше тело наполняется энергией без напряжения.
Рефлексия(5 мин.)
Каждый участник тренинга по кругу продолжает фразу: «Познавательным для меня сегодня было…».