Ирина Титова
Создание доступной образовательной среды в инклюзивной практике через использование мобильных бизибордов
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном образовательном учреждении проблема инклюзивного образования детей является актуальной, на данный период времени у нас имеется шесть детей - инвалидов, различной специфики и тяжести. Полная интеграция в группы у четырех детей,частичная у двоих- посещение праздничных мероприятий и образовательных услуг ДОУ. В работе с детьми – инвалидами мы столкнулись с такими проблемами: во-первых, низкий уровень компетентности родителей, связанный с особенностями развития детей; во-вторых, нехватка оборудования и методического материала для работы;в-третьих, сниженная познавательная активность и нарушение коммуникации детей ОВЗ;в-четвертых, помещение ДОУ не оборудовано для свободного и полноценного перемещения детей- инвалидов.
Публикация «Создание доступной образовательной среды в инклюзивной практике через использование мобильных бизибордов» размещена в разделах
- Бизиборд
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В связи с особенностями своего здоровья, дети – инвалиды не всегда могут полноценно общаться с другими людьми и выходить на улицу, в результате чего дети социально не развиты и подвергаются огромному риску со стороны общества. Целью нашей работы является приобретение детьми - инвалидами жизненно-важных навыков, которые помогут им в дальнейшем приспособиться к проблемам современного социума, решать возникающие перед ними задачи.
В практической работе выдвигаются следующие задачи:
- развитие у детей положительного отношения к людям, окружающему миру;
- приобретение навыков социального общения;
-формирование положительного ощущения уверенности своих возможностей в обществе.
И все эти задачи решить через реализацию регионального компонента в различных видах детской деятельности.
Поставив перед собой вышеперечисленные задачи, возникла проблема, как можно детям социально неорганизованным,имеющим ОВЗ, получить эти навыки и знания в игровой форме и обеспечить им доступ к образовательной среде.
Проанализировав образовательную среду в ДОУ,пришли к выводу,что она недоступна для детей с ОВЗ. Главным условием является создание доступной среды через использование мобильных бизибордов в местах, доступных детям-инвалидам (колясочникам).
В инклюзивной практике используется принцип модульного подхода.
Модуль"Безопасность"
Настенный бизиборд «Азбука дорожного движения»
Предназначен для занятий с детьми с ОВЗ от 5 лет и старше. Поможет в игровой форме изучить основные дорожные грамоты, познакомит с дорожными знаками, их классификацией и назначением.
С помощью бизиборда можно с ребенком-инвалидом определить безопасный маршрут «Дом-сад-дом», в игровой форме познакомить ребенка с улицами, достопримечательностями и общественными местами города Лакинск.
А) Игра «Светофор» - расскажет об ответственной роли светофора в дорожном движении и их правилах.
Б) Игра «Дорожные знаки» познакомит ребёнка с основными дорожными знаками и их предписаниями.
Модульный бизиборд «Безопасность ребёнка в домашних условиях»
Цель бизиборда- познакомить ребёнка с ОВЗ с окружающим миром, теми вещами, которые встречаются ему в быту. Но пока ребёнок ещё мал, ему нельзя обучаться на розетках, выключателях и замках. И эту возможность предоставляет ему бизиборд, полностью удовлетворяя большое любопытство маленького человека и обучая его безопасности использования и прямому назначению предметов.
На развивающих досках можно найти лампочки и горящие кнопочки, которые зажигаются при правильной последовательности действий. Детей постарше заинтересуют кодовые замки и лабиринты, на таких бизибордах можно соорудить целый квест.
Мобильный бизиборд «Семья»
Цель: формирование у детей с ОВЗ и детей- инвалидов понятий о семье.
Задачи:
- закрепить у детей представления о семье, ее членах;
- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;
- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).
Игра 1. «Что мы делаем?» -дети выбирают понравившегося персонажа и совершая действия, проговаривают,что они будут делать с этим или иным персонажем.
Игра 2. «Как мы помогаем родным?»- детям предлагается рассказать,как они могут помочь по дому маме, папе, бабушке и др.
Игра 3. «Родство»- определение степени родства между героями игры.
Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников»- дети по очереди, зрительно опираясь на персонажей игры, вспоминают имена своих близких родственников.
Мобильный квест «Городок»
Квест «Городок» - направлен на развитие социальных навыков, развитие высших психических функций (развитие моторики, внимания, памяти, воображения, мышления). Игра предназначена для детей разной возрастной категории, с различными потребностями индивидуального развития.
В игре заложены основные подходы овладения навыков успешной социализации, как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития.
Цель игры: развитие социальных навыков.
Задачи:
- Закрепить знания детей на наглядном примере правила поведения и общения в социуме;
- Развитие мышления, воображения, внимания, моторики рук;
- Развитие восприятия на уровне тактильных ощущений.
- Развитие монологической и диалогической связной речи.
Настенный модуль «Суворов и Жуковский»
Цель: Формирование интереса у детей к истории Владимирского края и чувства гордости за свою Родину.
Задачи: Формировать у детей с ОВЗ первоначальные знания о полководце А. В. Суворове и о авиамеханике Н. Е Жуковском, прославивших Владимирскую землю; способствовать развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ и детей-инвалидов, сплочению детей в коллективе.
Педагог в ненавязчивой игровой форме рассказывает детям с ОВЗ о наших земляках- Суворове и Жуковском и предлагает выполнить задания на бизибордах.
Лепбук «А. В. Суворов»
А) Домино «Стреляй редко, да метко» -дать детям первоначальные знания об оружии и военной технике, познакомить с оружием эпохи А. В. Суворова.
Б) Пазл «Липовая аллея»- педагог предлагает детям получить из маленьких фрагментов большую цельную картинку аллеи, посаженной А. В. Суворовым на городе Лакинске.
В) Игра «Одень солдата» - развивать у детей умение подбирать форму для солдат разных видов войск разных временных эпох, научить правильно называть элементы одежды; познакомить с особенностями обмундирования солдат суворовской эпохи.
Г) Пазл «Церковь Казанской Божьей Матери» -детям предлагается получить из маленьких фрагментов большую цельную картинку церкви, построенную в городе Лакинск А. В. Суворовым.
Модуль "Спортивный"
Цель: познакомить детей с ОВЗ и детей-инвалидов с видами спорта, спортивным инвентарем; пополнить словарь детей новыми словами; создание у детей с ОВЗ мотивации заниматься физической культурой и спортом; вызвать у детей с ОВЗ и детей- инвалидов интерес к спорту через знакомство их с успешными спортсменами Владимирской области и города Лакинск.
В нашем ДОУ создана доступная образовательная среда для физического развития детей с ОВЗ и детей –инвалидов с использованием на занятиях специальных тренажёров (стенок для лазания, лабиринтов для ОДА, кольцебросов и др.)