Высоцкая Светлана
Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
.Использование технологии фасилитации на родительских собраниях вМА ДОУ
В современных условиях задача дошкольного образовательного учреждения состоит в привлечении родителей на работу с детьми. Детский сад выступает фасилитатором развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.
Темочки:
Для достижения таких задач выступают родительские собрания, посвященные основным этапам образовательного процесса.
Многие современные родители достаточно информированы в вопросах дошкольного образования и имеют потребность этой информацией обмениваться, обсуждать, делиться собственным жизненным опытом
На таких собраниях родители становятся не только полноправными участниками образовательного процесса на уровне принятия управленческих решений, но и выступают инициаторами необходимых для развития ребенка мероприятий.
В своей работе я использую технологии фасилитации, которые в последнее время получают все больше распространение. Именно эти технологии позволяют мне вовлечь всех и каждого родителя в групповую деятельность, направленную на достижение поставленных ими целей, гибко и оперативно управлять групповым мероприятием на основе создания ситуаций успеха и свободы самовыражения.
Моя задача, как педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Использование данной технологии (фасилитации) способствует анализу проблем, поиску решений конкретных вопросов, анализ проблем, поиск решений, обсуждение совместных мероприятий, разрешению конфликтов. Родители становятся активными участниками образовательных отношений и основными действующими лицами при принятии решений, касающихся воспитания и развития ребенка, создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей, помогают родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения.
Все решения в ходе родительского собрания обязательно фиксируются в протоколе собрания.
Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - facil с латинского как упрощение, ускорение.
Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
При использовании данной технологии повышается групповая эффективность. Фасилитация стимулирует к более напряженной мыслительной работе родителей, чем обычное собрание или беседы, повышает ответственность каждого родителя за выработанное решение.
В ходе родительского собрания я выступаю как ведущий (фасилитатор) встреч, организую, направляю, стимулирую процесс поиска информации, помогаю понять общую цель, поддерживаю необходимый настрой, создаю деловую, доброжелательную атмосферу в группе, организовываю, направляю процесс поиска на основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации я не применяю свои схемы действия, не использую свой стереотип восприятия, не излагаю свой взгляд на проблему и не предлагаю свой способ решения, так как самостоятельный поиск информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков.
При применении технологий фасилитации стараюсь строить доверительные отношения с родителями, создаю особую атмосферу сотрудничества между участниками, пытаюсь снимать барьеры и помехи во взаимодействии.
Передо мной стоит задача объединенить участников группы (родителей, озвучить проблемы, донести информационный материал, вовлечь родителей в дискуссию, т. е. «спровоцировать» родителей на активное участие.
Стараюсь создавать комфортный микроклимат в группе.
Даю возможность участникам в группе легко общаться, создавая атмосферу доверия, помогаю точно понять им цель и направляю их найти самостоятельное оптимальное решение, т. е. даю возможность существования любой точки зрения.
Главными функциями фасилитации являются стимулирование и активизация возможностей, инициирование, поддержка и помощь.
Применяю такие формы как взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.
Главными целями таких собраний является совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка, помощь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность, снятие сопротивления изменениям, происходящим во взаимоотношениях с ребенком, педагогами, между родителями.