Зюльмира Курбанова
Использование техники ТРИЗ для развития воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (эмоционалной, волевой). Этот возраст, когда проявляется, способность к творческому решению проблем, возникающей в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умение использование приемов и методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение и диалектическое мышление.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности.
Главная задача данной методики – это научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Цели ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности. Способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Основным стедством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтоб ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие, тем самым он ставит ребенка в ситуацию, тогда нужно найти ответ.
ТРИЗ технология включает в себе следующие методы:
Мозговой штурм;
Метод «Синектики»;
Морфологический анализ;
Метод фокальных объектов (МФО);
Системный оператор (надсистема и подсистема);
Метод маленьких человечков (ММЧ);
Эти игры и упражнения по методике ТРИЗ можно использовать с детьми с 3-х лет.
Используя некоторые из них мы создали свою собственную игротеку:
1. Игра на поиск истины. В этой игре перед детьми ставиться проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
Называется игра «Да –Нетки» или «Угадай, что я загадала»
Я сейчас загадаю предмет который находиться в этом помещении (часы, чтобы отгадать этот предмет, вы мне задаете различные вопросы о признаках этого предмета, а я буду отвечать «Да» или «Нет». Готовы? ….Да! Молодцы!
Когда дети научаться играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть разные объекты.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий в объекте, явлении, когда что - то нужно, решения проблемы.
Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны. Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмем самое простое хорошо знакомое всем природное явление «снег» и выскажем предположение, снег это хорошо и снег это плохо.
Хорошо «Почему?»: весело кататься на санках, на коньках, на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу.
Плохо «Почему?»: что холодно, ручки мерзнут, можно простудиться, если скользко, то можно упасть, плохо когда много снега, трудно ходить и т. д.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
3.Нахождение внешних и внутренних ресурсов «Мозговой штурм» игра «Найди выход»
Правила мозгового штурма – это исключение всякой критики, поощрение самых невероятных идей, большое количество ответов и предложений, а также можно улучшать чужие идеи.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.
Темами мозгового штурма могут быть:
-как не промокнуть под дождем;
-как выгнать лису из заячьей избушки;
-как потушить пожар, если в доме нет воды;
-Как оставить кусочек лета в зиму и т. д.
4. Метод системный оператор. Игра «Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жила –была девочка, звали ее Желтая шапочка»
Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Взрослый: «Ах,да, Красная! Так назвал ее папа …»
Дети: «Не папа, а мама!»
Взрослый: «Как то раз напекла соседка пирожков….»
Дети: «Не соседка, а мама!»
Взрослый: «Сходи, доченька, проведай дедушку….»
Дети: «Не дедушку, а бабушку!»
Взрослый: «Идет Красная шапочка по лесу, а навстречу ей медведь….»
Дети: «Не медведь, а волк!» и т. д.
Изменяя сказку в самом начале, ведем ее за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
5.Метод «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов» и делиться на аналогии:
а)личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого - нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Примерные варианты заданий:
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- изобрази мальчика у которого болит зуб;
б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет-аналогия стрекозы, подводная лодка-аналогия рыбы и т. д). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.
в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется. Как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость-возможные варианты: солнце, цветок, изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
Литература:
1. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. СПб. : Детство-Пресс, 2009
2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб. : Детство-Пресс, 2003
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. : Просвещение, 1991.
4. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995
5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
6. Дыбина О. В. Что было до. М. : Творческий центр СФЕРА, 2004
7. Жихар О. П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
8. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010
9. Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003
10. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
11. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
12. Прохорова Л. Н. Путешествие по Фанталии. СПб. : Детство-Пресс, 2003
13. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006
14. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007
15. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.