Лучший педагог года

Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы

Анастасия Кужелева
Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Публикация «Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы» размещена в разделах

Су-джок терапия является одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка и благотворно воздействует, на весь организм в целом. Су-джок терапию можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия Су-джок означает : Су – кисть, Джок – стопа.

Актуальность использования Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель использования Су-джок терапии : стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи Су-джок терапии :

1. Стимулировать речевые области в коре головного мозга.

2. Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.

3. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

4. Использовать элементы Су-джок терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.

Для реализации данных задач используем следующие направления:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

- совершенствование лексико-грамматических категорий;

- совершенствование навыков пространственной ориентации;

- упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.

Используя элементы Су-джок терапии, применяем следующие методы:

1. Словесные методы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки (приложение 1).

2. Наглядные методы. В индивидуальной работе используем схемы, видеоматериалы, иллюстрации.

3. Игровые методы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения.

Также взаимодействие со сказочным персонажем. Ребёнку предлагаем поиграть в сказку, используя Су-джок, например, сказка «Ёжик на прогулке» (приложение 1).

4. Практические методы. Массаж кистей, стоп и пальцев.

Есть и другое применение массажным шарикам. Их можно использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия. Например, игра "Сделай разноцветные шарики и назови их" (сине-красный, жёлто-зелёный); дидактическая игра «Разложи шарики по цвету» (приложение 1).

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребёнок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Дети поочередно примеряют колечки на пальчики, всё это сопровождается стишками, потешками. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

На логопедических занятиях используем различные формы работы с использованием Су-джок :

1. Катать шарик круговыми движениями ладоней.

2. Прямыми движениями ладоней.

3. Прокатывать кольцо по каждому пальцу.

4. Сжимать шарик в кулачке.

Внедрение Су-джок терапии ведё тся следующим образом:

1. Работа с педагогами по знакомству с Су-джок, приёмами работы по его использованию.

2. Работа с детьми – организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни.

3. Работа с родителями – практикум по использованию Су-джок терапии, открытые занятия.

4. Создание развивающей среды – приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова.

Су-джок терапию с детьми реализуем поэтапно:

I этап. Знакомство детей с Су-джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх (приложение 1).

III этап. Самостоятельное использование шариков Су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Преимущества Су-джок терапии :

1. Не имеет противопоказаний к применению.

2. Безопасность использования.

3. Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

4. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.

5. Проводится в игровой форме.

6. Обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.

При организации работы по Су-джок терапии придерживаемся следующих требований:

1. Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

2. Эмоциональное сопровождение:

• атмосфера эмоциональных положительных эмоций;

• доброжелательный настрой;

• заинтересованность логопеда в успехах детей;

• собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

3. Форма организации: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

4. Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

В результате использования Су-джок терапии в логопедической работе с дошкольниками :

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Таким образом, применение Су-джок терапии является одним из эффективных приёмов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Во внедрении Су-джок терапии у детей повышается речевая активность – это проявляется при разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. Элементы Су-джок терапии можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека игр и упражнений.

1. Упражнение "Один-много".

Цель – совершенствование лексико-грамматических категорий.

Описание: педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

2. Игра «Угадай, какой пальчик».

Цель – совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти.

Описание: надеть колечко на мизинец правой (левой) руки.

Ребёнок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Ребёнок должен назвать, на какой палец одето колечко.

3. Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету».

Цель – развитие и совершенствование у детей цветовосприятия, мелкой моторики.

Описание: педагог просит ребёнка разложить в ряд шарики Су-джок определённого цвета, затем другого цвета.

4. Упражнения "Назови ласково", "Скажи наоборот".

Цель – совершенствование лексико-грамматических категорий.

Описание: дети, проговаривая слово, прокатывают шарик между ладоней и передают соседу.

5. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик».

Цель – развивать у детей соответствие речи с движением.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был? (надеваем кольцо Су-джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо на указательный палец)

- С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо на средний палец)

- С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо на безымянный палец)

- С этим братцем песни пел (надеваем кольцо на указательный палец).

6. Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках шарик Су-джок).

Цель – развивать у детей соответствие речи с движением.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су-джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребёнок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су-джок между ладоней).

7. Игра «Волшебная коробочка».

Цель – совершенствование навыков употребления предлогов.

Описание: по инструкции педагога ребёнок кладё т разноцветные шарики соответственно: в коробку, под коробку, около коробки. Затем наоборот – ребёнок должен описать действие взрослого.

8. Дидактическая игра «Сделай разноцветные шарики и назови их».

Цель – развитие и совершенствование цветовосприятия, мелкой моторики у детей.

Описание: педагог просит ребёнка собрать разноцветные шарики из шариков Су-джок.

9. Пальчиковая игра «Ёжик».

Цель – развивать у детей соответствие речи с движением, мелкую моторику.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож (дети катают Су-джок между ладонями).

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца).

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су-джок между ладонями).

10. Звуковой анализ слов. Для характеристики звуков используются массажные шарики Су-джок трёх цветов : красный, синий, зелёный. По заданию педагога ребёнок прокатывает между ладоней соответствующий обозначению звука шарик.

Цель – автоматизация звука [ш].

Описание: на правой руке

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интерактивных игр в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви.

Игры по развитию речи детей раннего возраста с применением Су-Джок терапии Автор: Гашина Елена Владимировна, воспитатель СПДС «Дружная семейка», пос. Луначарский, Самарская область. 1 комплекс речевых игр "Ушки.

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы учителя начальных классов) Из опыта работы учителя начальных классов Моисеевой Е. А. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и.

Конспект занятия по валеологии во 2 младшей группе. Психогимнастика с элементами Су Джок терапии «По дороге домой» Цель занятия: используя специальные игры, осуществлять развитие, профилактику и коррекцию различных сторон психики детей. Посредством различных.

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста» Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения.

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми» Цель мастер-класса: обучение участников мастер - класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного.

Краткое содержание работы по Су-Джок терапии Небольшая статья в нашу газету детского сада. Су-Джок терапия в логопедической группе. В переводе с корейского языка Су означает кисть,.

Практикум с родителями «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Здоровье на ладошке (элементы Су-Джок терапии в работе с дошкольниками) «Что простуда есть на свете, Знают взрослые и дети. Если заболел, дружок, Применяй методику Су-джок!» В современных условиях наблюдается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 18:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование Су-джок терапии в процессе логопедической работы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кужелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД