Буркалева Алёна Владимировна
Использование средств арт-терапии в работе по развитию Я — концепции дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ Я– КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Я-концепция - совокупность всех представлений человека о себе, включающая в том числе и оценку личных качеств. Я-концепция состоит из набора различных установок, направленных на самого себя:
Публикация «Использование средств арт-терапии в работе по развитию Я — концепции дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1) "образ Я" - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми);
2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой. Но следует отметить, что в произведениях разных авторов итоговым измерением Я-концепции выступает определенное обобщенное отношение к собственной личности, которое разные учё ные называют по-разному: самопринятие (К. Роджерс, самоуважение (И. С. Кон, обобщенная самооценка (А. И. Захарова, самоотношение (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, образ – Я (М. И. Боришевский, И. Д. Бех).
Я-концепция детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в основном отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажён, самопринятие слабо выражено. Самоотношение можно определить как отношение личности к собственному «Я», которое включает самоуважение, самооценку, самопринятие, любовь к себе, самообвинение, самокритику[2].
В настоящее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья при коррекционном воздействии, в условиях инклюзивного учреждения наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых наиболее важное место занимает арттерапия. Развитие Я– концепции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с помощью средств арттерапии является одной из самых актуальных тем на современном этапе образования.
Арттерапия – это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творческой деятельности. В узком смысле слова, под арттерапией подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [3].
Главная цель арттерапии – гармонизация личности, в связи с этим значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности воспитанников с ОВЗ и в конечном итоге – успешно интегрировать их в общество.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – ребёнок может дать выход своим сильным эмоциям, чувствам, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни на лист бумаги, в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти подходящий выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира [3].
Арттерапия является самым эффективным и естественным способом коррекции эмоциональных состояний. В связи с этим, в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья и даёт положительные результаты. Упражнения с элементами арттерапии способствуют:
1. Формированию представлений о себе,
2. Изучению и выражению своих чувств и эмоций;
3. Формированию позитивного самовосприятия;
4. Формированию коммуникативных навыков;
5. Эмоциональному сближению;
6. Снятию психоэмоционального напряжения;
7. Развитию способностей к различным видам творческой деятельности.
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта выделяются следующие виды арттерапии: рисуночная терапия (изотерапия); библиотерапия; музыкотерапия; сказкотерапия и др.
Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, нарушением речи, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая младшему школьнику справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности дошкольника, как символическое выражение его отношения к миру [1].
В результате арттерапевтической работы у детей с особыми образовательными потребностями, удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, повышается самооценка, дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у детей дошкольного возраста с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей.
Эффективность помощи в должной мере зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка. Одним из наиболее продуктивных видов деятельности для таких детей является художественно-творческая.
В процессе художественного творчества воспитанники с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие основные проблемы Я-концепции :
1. Проблема формирования целостного и позитивного представления о самих себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нередко формируется искажённое, либо негативно окрашенное представление о себе. В конце дошкольного возраста добавляется представление о собственном внешнем виде; у детей могут появляться комплексы, связанные с их отличиями от других людей. В творчестве формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию. Решением данной проблемы является создание условий для самопознания, самопринятия ребёнка, формирования у него адекватного и позитивного образа «Я» в процессе творческой деятельности в условиях инклюзивного образования[3].
Формированию физического образа «Я» способствуют занятия на темы «Автопортрет», «Мои качества», «Мои достоинства» и другие. Можно порекомендовать ребёнку нарисовать, слепить, проиграть различные образы самого себя.
2. Проблема становления эмоционально-ценностного отношения к себе.
У детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую нарушена область проявления эмоций.
Арттерапия, то есть исцеление с помощью искусства, является важной в сопровождении ребёнка с ОВЗ. В процессе художественного творчества происходит эмоциональное отреагирование скрытых и подавленных чувств. Творческая деятельность позволяет скорректировать особенности психоэмоциональной сферы детей с ОВЗ, отвлекает от сосредоточенности на заболевании.
Упражнения, направленные на формирование Я-концепции, адекватной самооценки призваны обеспечить эмоциональную разгрузку с последующим формированием позитивного отношения к самому себе.
3. Проблема развития социального «Я».
Детям дошкольного возраста зачастую очень трудно выразить свои собственные мысли, в силу психических или физических факторов, важным является невербальное выражение своих чувств, мыслей, отношения к действительности. В процессе групповой творческой деятельности происходит раскрытие собственного потенциала через восприятие других, самовыражение, преодоление чувства одиночества. Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества – это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. С помощью художественного творчества воспитанники с ограниченными возможностями здоровья учатся устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве. Поэтому решением проблемы коммуникативного аспекта детей с ограниченными возможностями здоровья является включение их в групповую творческую работу с остальными детьми [3].
Важным методом становления социального «Я» является детский театр, психодрама с детьми.
Сюжетно-ролевые игры содействуют развитию самооценки ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Для детей с серьёзными проблемами в здоровье и низким социальным опытом рекомендуется проигрывание различных сказок. Педагог с ребенком обсуждают суть сказки по определённым вопросам, которые помогают ребенку восстановить образы героев сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять испытания, в которые попадают персонажи. Создается образ героя сказки. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажей собственными отрицательными эмоциями и чертами характера.
4. Проблема самоактуализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детям с ОВЗ необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации. В пространстве детского сада дети не всегда могут полностью реализовать свой внутренний потенциал в силу своего заболевания, частых пропусков, невозможности сосредоточиться на занятиях. В процессе совместного творчества, организованном на занятии, дети учатся быть активными, самостоятельными и ответственными. В процессе создания художественных продуктов перед детьми расширяется пространство профессионального и жизненного пути.
Важным является и создание определённого творческого продукта, так как детям с особыми образовательными потребностями особенно необходимо подтверждение их «нужности», пользы, значимости в виде наглядного результата. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо большее пространство для самореализации, самоактуализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование арттерапевтических методик для развития Я-концепции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного учреждения, является важным фактором гармоничного развития личности и позитивного самовосприятия.
Список литературы
1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии : материалы II Международной научной конференции «Психология в России и за рубежом» - СПб. : Реноме, 2013. – С. 85-90.
2. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание / Бернс Р. – М. : Прогресс, 2009.- с. 69
3. Красный Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. – М., 2010, 204 с.
4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2010. 220 с.
5. Слободчиков В. И. Формирование Я-концепции // Начальная школа. №3. – 2009. – С. 33-39.