Яна Михайлинская
Использование современных технологий в работе с детьми с ОВЗ. 3D ручка
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Михайлинская Яна Андреевна, я учитель-логопед 255 детского сада. На данный момент работаю на старшей группе ОНР.
Всем известен симптомокомплекс детей с ОНР, который затрагивает не только речевые функции, но и проявляется в незрелости высших психических функций. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Что проявляется в недостаточной координации пальцев рук. Учитывая все эти особенности, важно принимать во внимание, что это дети современного мира и помимо классических, проверенных временем технологий в работе с детьми с ОНР необходимо использовать новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. Ведь, инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Публикация «Использование современных технологий в работе с детьми с ОВЗ, 3D ручка» размещена в разделах
- Объемное рисование 3D ручкой
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В своей логопедической практике я использую 3D ручку, как новый стимул, служащий для создания благоприятного эмоционального фона, способствующий развитию всех компонентов речи, а также включение в работу сохранных и активизацию нарушенных психических функций.
Что такое 3D ручка?
3D-ручка — инструмент для рисования пластиком, позволяющий создавать трёхмерные объекты. Верхняя часть снабжена механизмом, который забирает нить. Затем она подаётся к экструдеру (внутренняя часть ручки, который плавит пластик и выводит его наружу. Таким образом, пластик застывает от естественного охлаждения и приобретает необходимую вам форму.
Прежде чем начать работать с 3D ручкой, с детьми был провиден инструктаж о ее безопасном использовании. Так как ручка работает от электричества, то ее включает в розетку только взрослый и устанавливает на специальную подставку. Далее ждем, когда ручка нагреется, об этом нам сообщит индикатор, который поменяет свой цвет с красного на зеленый. Важно, не касаться руками кончика ручки, поскольку она очень горячая и из нее выходит расплавленный пластик. Потрогать свой рисунок можно лишь через несколько секунд, которые даются на то чтобы пластик остыл.
Свое использование 3D ручки мы начали с создания плоскостных фигур при дифференциации овощей и фруктов. Дети работали в паре. Перед ними лежало 2 цветовых фона, где на розовом они рисовали фрукты, а на голубом овощи. Логопед показывал каждому из детей свой фрукт или овощ, и этот ребенок загадывал загадку о нем, другому ребенку, описывая цвет, форму, вкусовые качества и где растет этот фрукт или овощ. В зависимости от отгадки, дети выбирали подходящий цветовой фон, на который была наложена бумага для ламинирования, она не деформируется под действием высоких температур и созданный объект легко отсоединяется от данной бумаги. Далее, обсудив и выбрав с каждым ребенком необходимый цвет или цвета для рисунка, они по шаблону рисовали контурное изображение своей отгадки. Таким образом, дети не только могли увидеть, но и потрогать продукт своей деятельности, что свидетельствует о развитие зрительного и тактильного восприятия.
Пластиковые нити имеют большой цветовой спектр, позволяющий как можно реалистичнее изобразить объект.
Затем всей группой проводилась дифференциация по данной теме с использованием контурного изображения сделанное другим ребенком. Что побуждало детей к бережному отношению не только к продукту своей деятельности, но и к деятельности другого ребенка, т. к. контурные изображения очень хрупкие.
Как мы используем 3D ручку в индивидуальной работе?
Ребенок рисует звуковые дорожки, для автоматизации поставленного изолированного звука и его автоматизации в слогах. Поскольку, эта дорожка объемная, она позволяет контролировать временной эквивалент произнесения звука с помощью тактильного ощущения имея при этом возможность контролировать положение органов артикуляции в зеркале.
Также, мы используем цветовые дорожки при дифференциации смешиваемых звуков. За каждым звуком закрепляется цвет и рисуется разноцветная звуковая дорожка, которая позволяет ребенку переключаться с одного звука на другой по два, три, четыре раза подряд. Эти дорожки мы используем и при дифференциации звуков в слогах.
Положительным результатом с использованием 3D ручки было участие в открытом творческом семейном конкурсе «Книгармония», организованное муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования центр «Поддержка детства» городского округа Самара. Здесь мы приняли участие с одной из семей ребенка с ОВЗ и инвалидностью (у ребенка ринолалия, в номинации «Лучший иллюстратор». Мы с семьей создали книгу с загадками, где отгадками были иллюстрации сделанные ребенком совместно с учителем —логопедом и с мамой. Все иллюстрации созданы с помощью 3D ручки. Наша книга прошла в финал, где была творческая презентация книги и ребенком вместе с логопедом и мамой исполнялась песня. Все вышедшие в финал стали победителями по решению жюри.
Далее наша работа с детьми была посвящена изготовлению объемных изображений с помощью 3D ручки. Объемные изображения создавались из плоскостных фигур. Таким образом, мы отрабатывали части предмета и словарь по теме.
За два года заметны положительные результаты, благодаря использованию 3D ручки. Дети с огромным удовольствием идут на занятия. 3D ручка является дополнительным стимулом в повышении уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивость, обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей, является дополнительным средством развития мелкой моторики.
Таким образом, я вижу положительные перспективы в работе с детьми с ОНР с использованием 3D ручки.
Спасибо за внимание!