Анастасия Черепухина
Использование современных образовательных и воспитательных технологий как условие успешной реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций и является одним из приоритетов образования. Создано и создаются множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме развивать различные психофизические функции детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, а так же усилить творческую составляющую учебного процесса.
Публикация «Использование современных образовательных и воспитательных технологий как условие успешной реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Приоритетным направлением современного образования и среди технических новинок особое место занимают интерактивные доски. Это комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», создавать свои проекты, а так же более эффективно осуществлять связь с коллегами, детьми и их родителями.
Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Эта цель и определяет те задачи, которые призваны решить ИКТ в дошкольном образовательном учреждении. Среди них можно выделить главные:
• Обеспечение качества образовательных ресурсов для воспитательного процесса;
• Облегчение реализации образовательной деятельности;
• Облегчение методической работы;
• Возможность самореализации и самообразования.
• Обеспечение взаимодействия с родителями (электронная презентация в изложении теоретического материала, видеофрагменты по соответствующей теме, практические упражнения).
В группу с интерактивной доской мы перешли осенью 2018 года, когда перешли в старшую группу. Первой реакцией детей на интерактивную доску был ярко выраженный интерес. Изменения элементов экрана при прикосновениях рук выглядят очень эффектно. Детям нравится «передвигать» пальцем предметы, строить из набора геометрических фигур различные предметы и схемы к играм, писать маркерами, стирать с доски. Наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание воспитанников. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседами.
У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование ИКТ в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидно высокая эффективность использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Благодаря интерактивной доске повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий позволяет моделировать различные проблемные ситуации и среды, позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
При работе с интерактивной доской снижается утомляемость детей, так как познавательный материал предъявляемый детям отличается наглядностью, яркостью образов. Внимание детей становится более сконцентрированным.
В нашем ДОУ Интерактивная доска – это универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс. У детей повысился интерес к знаниям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.
Для большей эффективности непосредственно образовательная деятельность строится с учетом образовательной программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, познавательные фильмы.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, стали отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, мышления, речи, личности, навыки учебной деятельности.
Повышаю собственный профессиональный уровень знаний путем изучения методической литературы, раскрывающей использование средств ИКТ в образовательном процессе согласно ФГОС ДО, интернет источников, обучения на курсах повышения квалификации. Накапливаю личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности. Создаю тематические игры в разных приложениях интерактивной доски и внедрять их в совместную деятельность с детьми. Повышаю свои теоретические и практические знания, умения и навыки, профессионализм и творчество по данной теме.
Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. Электронная презентация в изложении теоретического материала помогает эффективному восприятию раскрываемой темы и полной включённости родителей в обсуждение проблемы. Видеофрагменты по соответствующей теме помогают родителям сравнить и сопоставить увиденное со своими ситуациями в жизни. Наряду с тематическими мультфильмами и фильмами также представляю для родителей социальные ролики.
Практические упражнения с использованием интерактивной доски позволили легко вовлечь родителей в совместную работу, повысила их интерес к рассматриваемой теме, процесс восприятия стал более простым и доступным.
Интерактивная доска является эффективным способом повышения педагогической компетентности родителей, она позволяет более доступно и наглядно раскрыть содержание рассматриваемой темы, в игровой форме провести упражнения, повысить концентрацию внимания и скорость приёма и переработки информации.
Вывод.
Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности с воспитанниками явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.
Использование ИКТ на занятиях позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это поспособствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками и увеличению познавательного развития.
И если в начале года:
- дети были менее активны во время непосредственно организованной деятельности;
- мотивация к познавательной деятельности была понижена;
- не развиты определённые навыки работы на компьютере;
- узкая возможность или полное отсутствие доступа к информационным ресурсам;
- малая активность и любознательность дошкольников
Благодаря интерактивной доске к концу года удалось:
- привлечь пассивных детей к активной деятельности;
- сделать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес; любознательность дошкольников;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности;
- расширились для детей рамки возможности доступа к информационным ресурсам;
- появились определённые навыки работы на компьютере;
- значительно повысились творческая фантазия и воображение.
Из всего вышесказанного - вывод:
1. Интерактивная доска дала возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления, т. е. способствуют активизации умственной деятельности детей.
2. Наличие интерактивной доски в совокупности с навыками работы воспитателя позволяет намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
3. Инновационные технологии вовлекают так же и родителей воспитанников в образовательный процесс, способствуя наиболее широко раскрыть способности своих детей, а также увидеть их творческий потенциал.
Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией.
Литература:
1. А. В. Осин «Электронные образовательные ресурсы нового поколения», М, Агентство «Социальный проект»,2007
2. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М, Intel, «Обучение для будущего», 2006.
3. Т. А. Бороненко, «Использование ЭОР в учебном процессе», Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007
4. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста // Под ред. Г. К. Ахметовой. – Алматы, 2008. – 154 с.
5. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.