Инна Сюзева
Развитие речи детей раннего возраста с применением современных технологий методик
▼ Скачать + Заказать документы
«Никакой человек не родится готовым,
то есть сформировавшимся,
но всякая его жизнь есть ни что иное,
как беспрерывно движущееся развитие,
беспрестанное формирование».
В. Г. Белинский.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста с применением современных технологий методик» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В исследованиях последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи, причиной которых могут быть разнообразные экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетание.
Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому современная педагогика в поиске эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста все больше ориентируется на использование таких современных образовательных технологий и методик, которые в процессе эстетического, духовного и психического развития ребенка, оказывают положительное влияние и на развитие речи детей.
1. Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми раннего возраста направленные на развитие речи.
- Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.
- Проблемно-игровая технология.
- Метод проектов.
- ИКТ (мультимедийная презентация).
Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии.
Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, способствующие развитию фонематического восприятия, расширению лексического запаса, развитию слухового внимания и двигательной памяти, совершенствующие общую и мелкую моторику, выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитию мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения.
Проблемно-игровая технология.
Область совершенствования методики на основе использования данной инновации – это исследовательская деятельность, способствующая развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, которая учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, что облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности и способствует творческому развитию личности.
Метод проектов
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Результатом применения метода проектов у детей является повышается качества речевой активности и социально-коммуникативных навыков в период всего пребывания детей в детском саду. Для детей групп раннего возраста реализуются проекты.
ИКТ (мультимедийная презентация)
Мультимедийная презентация в учебно-воспитательной деятельности позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную. Что обеспечивает положительную устойчивую динамику качества знаний.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей раннего возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.