Екатерина Кормилицина
Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
1. Предисловие
Методическая разработка может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателем. Интеллектуальная карта одна из современных образовательных методик, которая предлагает новую современную форму организации и проведения образовательной деятельности в рамках работы с детьми над проектами.
Публикация «Использование современной образовательной технологии „Интеллектуальная карта“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При создании интеллектуальной карты вызывает у детей огромный интерес; развивается общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками; происходит становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
В данной методической разработке представлены :
алгоритм создания интеллектуальных карт при познавательно- исследовательской деятельности
- методические разработки занятий с детьми старшей или подготовительной к школе группы, по созданию интеллектуальных карт : «Космос», «Мир профессий», «Зеленое царство», «Семейные традиции»;
- мастер-класс для педагогов «Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с дошкольниками»
Мастер-класс для родителей «Создание интеллектуальной карты «Читаем вместе».
Планируемые результаты.
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать, и объяснять природные явления и поступки людей; склонен наблюдать и экспериментировать.
ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, математике, естествознания;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Введение
ФГОС дошкольного образования указывает педагогам на необходимость поиска современных образовательных технологий, и средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Быстрые темпы развития современного общества обязывают нас находиться в постоянном поиске современных идей и инноваций, для более качественной организации развития дошкольников. Каждый ребёнок от рождения по-своему уникален, задача же воспитателя — создать оптимальные условия для развития талантов и индивидуальных особенностей дошкольников, сделать окружающую среду ребёнка максимально насыщенной и разнообразной.
В связи с этим появляются новые методы, технологии развития способностей детей. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Интеллектуальные карты — это не только уникальный и простой метод запоминания информации, развития познавательных способностей дошкольников. Отличительным свойством технологии является то, что созданная карта отвечает всем требованиям для быстрого и объемного запоминания. Информация представляется для детей как целая картина которая воспринимается как целостный образ и параллельно карта воспринимается в словесной форме. Запоминаемость материала существенно увеличивается за счет зрительных образов и эмоционального восприятия.
Английский психолог Тони Бьюзен является основоположником метода использования интеллект-карт. Этот метод он рекомендовал использоваться в разных сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми. В данной методической разработке представлен результат использования интеллектуальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, с целью обобщения всех знаний по определенным темам.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что использование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектные отношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представления ребенка и пополнить эти представления. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности. Она является ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильной интерактивной работе, которая позволяет организовать успешное
взаимодействие детей, воспитателей, узких специалистов. Педагогов дополнительного образования и родителей. Карта является продуктом детской деятельности, что тоже важно. Карта помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми. Главное систематизировать знания. Воспитатель при обсуждении и создании карты легко определяет багаж знаний детей по выбранной теме. И если на первом этапе карта отражает только то, что дети знают, то на последнем этапе четко видно, что дети еще узнали, какой материал освоили в рамках выбранной темы. Создание карты легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует предварительной подготовки от детей, в работе используется не большое количество материала (иногда достаточно карандашей и листа бумаги). Интеллектуальные карты дети составляют и заполняют как сотрудничая с взрослым, с детьми своей группы так и самостоятельно, проявляют инициативу по заполнению карты (что, как и где нарисовать, творчески подходят к созданию карты выбираю как обозначат направления (рисунок, аппликация, коллаж и т. п.). В результате использования данной технологии формируется привычка соблюдать правила группы, умение работать в команде, договариваться. Первые занятия по созданию интеллектуальных карт знакомят детей с понятием «план», а также формируют у детей способность планировать свою деятельность при достижении поставленной цели.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Интеллектуальная карта — npимep легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.
3.1 Цель и задачи методической разработки.
Цель:
Цель создания методической разработки внедрения в воспитательно образовательный процесс авторских игр, занятий, с элементами технологии
«интеллектуальные карты» в рамках проектной деятельности для формирования у детей старшего дошкольного возраста любознательности и развития познавательной активности.
Задачи:
- Развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей,
- Формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Создать условия для овладения детьми технологией самостоятельного заполнения интеллект — карты.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между собой и окружающим миром.
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.
3.2. Теоретические основы применения технологии «Интеллектуальная карта» в образовательном процессе ДОО
Автор данного метода Тони Бьюзен -британский психолог. Английское название «mind -maps», переводится как «карты ума», «карты памяти», или
«Мыслительные карты». В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные» это построение на бумаге алгоритма, схемы понятий связанных одной темой и распределение их на подтемы, которые в свою очередь наполняются своими направлениями и темами.
В данной разработке главным и ценным является процесс создания таких карт. Именно он
- интересен с точки зрения субьектных отношений,
с точки зрения необходимости создавать мобильные интеллектуальные работы в предметно-пространственной среде группы,
- является итоговым продуктом детской деятельности в рамках проектной деятельности.
Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно - следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символами и знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на несколько направлений.
Мотивацию для создания карт - планов дети придумали сами, вспомнив про любимых детских персонажей из мультфильма. Их герои близки и понятны дошкольникам. Ребята всегда с большим желанием откликаются на любую воображаемую ситуацию. Так есть предложение назвать интеллектуальную карту - «помогатором», из известного мультфильма про Фиксиков, которая помогает решать разные жизненные проблемы героев. Во время обсуждении с детьми темы недели «Осень в гости к нам пришла» для систематизации знаний и пополнения и обогащения предметно- пространственной среды продуктами детской деятельности, возникла необходимость создания «интеллектуальной карты» или как ее назвали дети
«помогатор». Так у карты появилось понятное детям название «Карта помогатор», которая представляет собой лист ватмана в центре картинка обозначающая тему карты. От нее в разные стороны расходятся стрелки дорожки обозначающие подтемы, которые наполняются информацией.
Взрослым важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его деятельностью по созданию карты, помогать выбрать направления интересные дошкольнику. Карта помогает мотивировать ребенка к организации познавательно — исследовательской деятельности: созданию фотографий, поиску картинок, собственному изображению различных предметов и явлений с помощью знаков и символов. Начинать использовать интеллектуальные карты можно в работе с детьми четырех лет и во всех видах деятельности. Например, в коммуникативной деятельности для составления рассказов, пересказов и для построения речевых высказываний в ситуации общения. В познавательно-исследовательской деятельности для систематизации знаний в области естествознания, математики, природы и формирования познавательной мотивации. В изобразительной деятельности - творческое изображение реальных предметов и явлений с помощью 3HАKOB И СИМВОЛОВ.
Большую роль играет интеллектуальная карта в проектной деятельности. Она позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать умозаключения и выводы.
Создание карты помогает наладить эффективное сотрудничество детского сада с семьей. У родителей появляется хорошая возможность стать активным участником в организации воспитательно-образовательного процесса.