Наталья Касаткина
Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Один из самых распространенных методов является - сказкотерапия.
Публикация «Опыт работы „Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (ребенку) необходимых моральных норм и правил.
Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.
Коррекционно -воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Использование в логопедической практике метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип педагогики – целостное развитие личности воспитанника.
Сказкотерапия в системе занятий по развитию связной речи преследует такие цели:
- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- приобщение детей к истокам народной культуры.
Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития у него связной речи.
Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии, как я считаю, должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой :
• Анализ сказок.
• Рассказывание сказок
• Постановка сказок
• Сочинение сказок
• Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые).
Используя сказки для расширения словаря детей, я провожу следующие виды работы :
• вычленение слов из сказки с заданным звуком;
• придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
• подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
• подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
• придумывание нового названия сказки;
Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка я использую следующие формы работы :
• составление предложений по опорным картинкам из сказок;
• составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
• упражнение "Закончи предложение" и т. д.
В работе со сказкой использую приёмы мнемотехники.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой– организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.
Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.