Багаджиян Валентина
Мастер-класс «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Освоение на практике здоровьесберегающих технологий, ознакомление и распространение опыта работы.
Задачи:
• раскрыть значение здоровьесберегающий технологий;
• познакомить с методикой проведения оздоровительных минуток;
• поделиться личным опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий;
Публикация «Мастер — класс „Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, карточки с записанными понятиями, стеклянная ёмкость, камни, минералы (жемчуг, яшма, малахит, бирюза, оникс, коралл, тигровый глаз, горный хрусталь, янтарь, вода, волшебное дерево с колокольчиком, аудиозаписи (Чайковский «Времена года», Железнова «У жирафа пятна, пятна», инструментальная музыка «Голубая лагуна», детские песенки, акриловая краска, трубочки-соломки, су-джок-массажеры, аромалампа с маслами мандарин и лаванда.
Методы работы с аудиторией : беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.
Ход мастер – класса :
Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать…сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми здоровьесберегающими технологиями, которые быть может, вы тоже используете в своей практике, а некоторые из них для вас новы. Попробуем не просто узнать о них, а постараемся знания получить на практике. Наш мастер- класс, я предлагаю вам провести в форме импровизированного занятия. Я постараюсь сделать процесс интересным, не утомительным, полезным для вас и применительным в вашей педагогической практике. Ну что же, Вы готовы?
1-й этап. «Психологическое вхождение» (элементы хромотерапии)
1. А сейчас прошу вас, уважаемые гости, встать и подойти в центр зала. На столах прикреплены полоски, того цвета, какого они существуют в дневнике настроения. Посмотрите, выберите и подойдите, пожалуйста, к полоске того цвета, который на данный момент вам ближе всего. СЛАЙД № 2.
СЛАЙД №3. Цветовой дневник настроения:
• Красный - восторженное,
• Оранжевое - радостное, теплое,
• Желтое – светлое, приятное,
• Зелёный – спокойное,
• Синий – неудовлетворительное, грустное,
• Фиолетовый – тревожное, напряжённое,
• Чёрный – унылое, подавленное.
2. Большое спасибо. Я вижу, что многие из вас сюда пришли с хорошим и добрым настроением.
Я предлагаю Вам поделиться сегодня своим хорошим настроением с другими гостями, подарить всем присутствующим частичку своей души! Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня друг другу? Ласково и нежно улыбнитесь друг другу. Покажите свои ладошки и погладьте ладошки тех, кто стоит рядом. Вдохните глубоко и с вдохом забудьте обиды, беспокойства.
СЛАЙД № 4-5. Выдохните из себя свежесть и красоту белых облаков, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
А сейчас возьмитесь за руки и повторяйте, эти слова за мной: Я очень рад всех Вас видеть!
(круг – символ единения и дружбы)
Цель: снятие напряжения, упражнение, направленное на расслабление, снятие негативных эмоций
Звучит музыка. Послушайте, в нашем зале зазвучала музыка, это она зовёт нас в путешествие, не простое сказочное.
Сегодня мы с Вами превратимся в настоящих волшебников.
Как Вы думаете, что они умеют делать и какими должны быть?
Превратимся мы в них с помощью волшебных предметов. Посмотрите на нашем столе, есть волшебное дерево, а на нём колокольчик, который сегодня будет нам помогать.
Давайте настроимся перед работой, как это делают волшебники.
А) Упражнение «Кнопки космоса». Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, «вдыхая» энергию вверх по позвоночному столбу.
Б) Дыхательное упражнение Эверли.
Цель – активизация работы отделов мозга, энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги, антистрессовая установка. Закройте глаза, положите левую руку на пупок, правую – сверху, так, как удобно. Вообразите внутри себя надувной шарик (визуализация). На вдохе представить, как воздух входит через нос, идет вниз и надувает шарик. По мере заполнения шарика воздухом руки поднимаем вверх. Надувание шарика в области живота должно переходить в среднюю и верхнюю части грудной клетки. Продолжительность вдоха 2 секунды.
2 этап. Основная часть. (Погружение в тему).
А. Обоснование проблемы.
-Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте” (ответы слушателей).
- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем
- Я вам предлагаю работу в группах. Она поможет нам оценить роль здоровья для человека (группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу).
1 группа (по цвету карточек). Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых все резко изменится и обосновать своё решение.
( Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)
-Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
2 группа. У вас очень сложная исследовательская работа. Попробуйте соотнести эти предметы (стеклянная банка, камни, жемчужные бусы, бисер, вода) с этими понятиями (здоровье, жизнь, семья, работа, учеба, друзья) и продемонстрировать сущность самого главного понятия. Подсказка: все время показывайте полноту главного понятия.
- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.
- К какому выводу мы пришли?
Работа на карточках. Попробуйте предположить, на сколько процентов, от какого фактора зависит наше здоровье.
Сравниваем с данными Всемирной организации здравоохранения. СЛАЙД №6.
(Ученые утверждают, что здоровье народа определяется на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами, на 10% – состоянием медицины и на 50 – 55% образом жизни).
-Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья воспитатель во время занятия (ответы слушателей).
-Я для себя сделала такой же вывод и, изучив мнение ученых, педагогов стала использовать здоровьесберегающие технологии.
- Слышали об этих технологиях, я думаю, все, но делиться опытом, обучать кого-то можно только тогда, когда у тебя в этом направлении есть свои разработки.
- Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время занятия?
Работая в этом направлении в течение года, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность
- психологическое здоровье
- творческий характер процесса обучения
- использование оздоровительной силы природы
- использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
Б. Практикум
Сейчас мы постараемся, насколько это, возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.
1. Двигательная активность.
В рамках занятия это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и подвижные игры, «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, профилактическая, самомассаж.
Физминутки, как эффективный методический прием на занятиях, имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания воспитанников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.
2. Психологическое здоровье
Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в занятия включаются не только физические упражнения, но и «этюды для души».
3. Творческий характер процесса обучения
Каждый воспитатель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика или вводятся занимательные элементы в занятия, нестандартные занятия : занятия- игры, занятия – конкурсы и т. д., что позволяет избежать утомления детей, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в коррекционной работе.
4. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс
В практике работы использую технологии, имеющие здоровьесберегающий ресурс : развивающее обучение (разноуровневые разъяснительные инструкции)
3 Этап. Остановимся подробно на этих направлениях.
А) А теперь отправимся в «Путешествие по телу»
Логопед: Я буду Вам рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
- А сейчас сделаем под музыку. Звучит песня «У жирафа пятна» (Е. Железновой) и выполняем под слова песни движения.
Б) «Мимическая гимнастика» СЛАЙД № 7
А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие)
Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки.
1. Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперед хоботком (имитировать произнесение звуков и-у-о-а).
2. Движение вытянутых губ влево-вправо.
3. Присасывающее движение губ.
4. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами – верхней губы.
5. Поднять брови. Отдельно правую, левую, обе сразу.
6. Наморщить нос, лоб.
В) Артикуляционная гимнастика. СЛАЙД № 8 -16.
Логопед: А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата. Смотрим на слайдах артикуляционную гимнастику. В качестве музыкального сопровождения, предлагаются известные песенки, подходящие по содержанию к названиям артикуляционных упражнений. При этом каждая мелодия звучит 25-30 секунд, что позволяет дозировать все упражнения.
«Улыбка»; «Труба»; «Иголка»; «Качели»; «Варенье»; «Чашка»; «Индюк»; «Пароход»; «Барабан»; «Лошадка»; «Грибок»; «Гармошка»; «Маляр».
Г) А сейчас выполняем аурикулярный массаж. Целенаправленно влияем на зоны внимания. СЛАЙД № 17.
Самомассаж «Игра с ушками» :
1,2,3.4,5-
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнем
И опять считать начнем.
1,2,3,4,5-
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
1,2,3,4,5-
Продолжаем мы играть.
Из ушка к верхушке
Дорожка идет,
По этой дорожке наш пальчик пройдет.
Погладим ее мы,
Чтоб гладкой была…
И дальше продолжилась
Наша игра.
Снизу в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
1,2,3,4,5-
Продолжаем мы считать.
Ушкам отдыхать пора.
Вот и кончилась игра.
Д) Давайте перейдем к нашему дыханию.
Ароматерапия.
Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?
Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» (включаю музыку - голубая лагуна- музыкотерапия). А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут мандарины ( зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: мандарин и лаванда – снимают напряжение, тревогу и беспокойство, повышает тонус, имеют противовоспалительный эффект). СЛАЙД №18.
«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтоб ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо– цветотерапия. СЛАЙД № 19.
Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох-пауза, выдох-пауза».
Е) В логопедической работе используется методика «Витафон гласных – звуковой массаж» и даосский комплекс «Шесть целительных звуков». В них каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызывать в памяти представлении об определенном цвете и температурно-тактильном ощущении.
Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке.
Звуковой массаж - О, А, Ы, У.
Шесть целительных звуков:
Ветер воздуха вдохнул. СЛАЙД № 20
Разом облако надул. СЛАЙД №21
С-с-с-с-с.
Незабудки увидал, СЛАЙД № 22
«Чудо,чудо»,-он сказал.
Чу-у-у-у.
Зеленеют камыши, СЛАЙД № 24
Пошурши в них:
Ш-ш-ш-ш-ш.
Раскачаю красный мак! СЛАЙД № 24
Ха-ха-ха, вот так, вот так!
Пошепчу я на ухо
Желтому подсолнуху! СЛАЙД № 25
Х-у-у-у-у.
Вместе с солнцем и дождем
В небе радугу зажжем! СЛАЙД № 26
«Хэ-хэ-хэ»,- смеется дождь.
Хэ-э-э-э-э.
Ж) Гимнастика для глаз
Посредством зрения человек получает самое большое количество информации, гораздо больше, чем через остальные органы чувств. Но в повседневной жизни мы неправильно используем наши глаза, уделяя много времени работе, связанной с постоянным напряжением зрения. В результате основная нагрузка приходится только на одни мышцы глаза, другие же не задействованы вовсе. Если на заре человечества наши прародители вглядывались вдаль, высматривая добычу или врага, то мы рассматриваем различные предметы, находящиеся преимущественно на расстоянии 30-60 см. Проще говоря, глаза стали работать в несвойственном для них режиме. Поэтому упражнения для профилактики болезней глаз и с целью коррекции зрения помогут нам сохранить и улучшить зрение наших детей.
Для профилактики нарушения зрения используются упражнения для глаз с помощью траекторий на плакате по методике Базарного Владимира Филипповича, которая отличается своей доступностью и широким спектром применения. СЛАЙД № 27. Дети по заданному направлению следят одними глазами, не поворачивая головы, во втором варианте эту же траекторию «рисуют» на потолке и одновременно «обводят» ее указательным пальцем. Данный тренажер используется, чтобы снять у детей напряжение и психическую утомляемость, настроить на доброжелательность, чувство гармонии и ритма, способствовать развитию зрительно-ручной координации. СЛАЙД №28
З) Кинезиология
Л-д: Кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», помогут стать внимательными, активными, и улучшат ваши учебные достижения! Нам удобнее будет находиться за столами.
1) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3) «Колечко» - поочередно и как можно быстрее соединить в кольцо с большим пальцем указательный,средний и т. д.
4) «Лезгинка» - левую сожмите в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Потом одновременно сменить положение левой и правой рук.
Логопед: Вы внимательно слушали, и все упражнения выполнили правильно.
И) Суд-жок терапия в коррекционно-речевой практике.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребенку. Владея своими руками может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. При планировании работы над развитием речи придерживаюсь целого комплекса упражнений, в которые входят: пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками, су-джок терапия и т. д.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движением пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. СЛАЙД № 29.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам значительно возрос. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой оздоровления. Использование су-джок - массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитием лексико-граммматических категорий, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможности для оптимальной целенаправленной работы с ребенком.
Давайте вместе выполним несколько вариантов работы с использованием су-джок колец, которые я, успешно апробировала.
«Будь здоров»
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем,
И к другому перейдем.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров, ты пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
4 этап. Арттерапия.
К нам опять пришло письмо: «Страна волшебников и грез, страна мечтаний и надежд: очень рада видеть вас! Мы можем исполнить ваши заветные желания. Торопитесь!»
А.) Арт-терапия – работа с кляксами
Предлагаю взять доски, которые лежат на столе, капнув немного акриловой краски подуть в трубочку, сначала в направлении снизу вверх, потом с помощью тонкой трубочки - в разные стороны. Работу можно поворачивать. Дуть можно не более 1 мин. после того как, подули, передышка. Звоночек. Заканчивайте. Что у вас получилось? Ответы. Пока наша фантазия ещё не просохла, оставьте её на столе.
Б.) Давайте отдохнём.
Упражнение «Энергизатор».
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
5 этап. Литотерапия.
А) Звенит колокольчик и на дереве появляется письмо:
«Дорогие наши волшебники! Где вы? Нам вас не хватает …ваши дети».
Значит, нам придётся отправляться в обратную дорогу, даже не осуществив, свои желания. Я знаю,что нам в этом поможет.
Отгадайте загадку:
Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да еще бьют батогами (ковер)
Соткан будет он только вами, согрет теплом ваших сердец и добрых рук.
Б) «Разноцветные камешки»
- А теперь посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета Вы здесь видите?
СЛАЙД № 30.
Возьмите по камешку себе. Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка (расширение словаря прилагательных). Почувствуйте, какой он на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий, какая у него температура (теплая или холодная, блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет)
В) «Волшебное превращение» (воображение)
Еще раз посмотрите на свой камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется (в ягоду, фрукт, колесико от машины, солнышко, цветок). А теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, превратить с помощью красок, линий, цветовых пятен превратить его в талисман. Постарайтесь работать с душой, искренно. Вся ваша теплота пусть перейдет в камень. Нарисуйте на нем, все что хотите. Это могут быть узоры, какие-то сказочные существа. Главное передать свою любовь и нежность. Нарисовав, обязательно загадайте желание, они обязательно сбудутся.
Пусть звучит музыка, а вы начинайте работать. Когда закончится музыка и звенит колокольчик, вытрите руки и несите посмотреть, что получилось (звучит «Времена года» Чайковского).
6 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Мастер-класс подошёл к концу, Вы вернетесь в свои садики, группы. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня.
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих детей.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н/Д., Феникс, 2011
2. Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М.
Сфера, 2009
3 .Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.
М. Сфера, 2006
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПБ., 2001.
5. Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение. СПБ. : Дельта, 2003
6. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. Айрис-пресс. 2004
7. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Р-н/Д., 2006.
8. Репина З. А. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М. : ЭКСМО 2004
9. Свистунова Е. В. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. М. : Форум, 2012.
10. Сиротюк А. Л. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.