Жанна Халиман
Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Почему сказкотерапия?
С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок превращается в лебедя, лягушка в прекрасную царевну…
Когда я стала педагогом, я поняла, что сказки помогают взрослым прикоснуться к красоте внутреннего мира ребенка, его природной мудрости и по-новому взглянуть на детский проблемы. А детям сказки помогают сформировать позитивное отношение к миру и к самому себе, повысить самооценку, развить способность сопереживать и бережно относиться ко всему живому.
Публикация «Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Используя сказкотерапевтический метод с детьми младшего дошкольного возраста применяю инновационные педагогические технологии:
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникационные
Новые формы и методы работы с родителями
Личностно-ориентированная технология
Актуальность темы:
Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает "правополушарный" тип мышления.
Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.
Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит?
Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.
Может быть, сказки это и "пустяки" и "несерьёзность", однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна.
Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, "сказочному" восприятию мира.
Сказкотерапия как метод обеспечения эмоционального благополучия дошкольников
В ФГОС ДО указывается, что одной из основных задач ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Цели и задачи:
Развитие воображения дошкольников и его функции: ориентировочно-исследовательской эффективно-познавательной деятельности.
Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи.
Формирование позитивного отношения к себе: сказки показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Нравственное воспитание: сказки развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор; формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям.
Использование сказкотерапевтисекого метода в работе с детьми:
1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
Знакомство со сказкой, сказочными персонажами и ситуациями.
2. Драматизация сказочных сюжетов в соответствии с возрастом:
Совместная деятельность взрослых и детей по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»
3. Сочинение сказок совместно с детьми и родителями:
«Приключения Тушилы Ивановича», «Сказка о трусливом зайчишке»
Как сочинить сказку?
Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру. Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя.
Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий).
Потом сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны.
Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Это поможет малышу лучше усвоить извлечённый из сказки опыт, а педагогам и родителям- лучше понять ребёнка.
Виды сказок:
Дидактическая сказка
С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.
«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.
Психологическая сказка
С помощью психологической сказки педагог пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.
Психокоррекционная сказка
Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации.
Психотерапевтическая сказка
Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику ребенка, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.
Медитативная сказка
Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов.