Ольга Сигаева
«Использование нетрадиционных способов аппликации с детьми младшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование нетрадиционных способов аппликации с детьми младшего дошкольного возраста».
Цель: Сформировать интерес у детей младшего дошкольного возраста к аппликации с нетрадиционными способами.
Задачи:
1. Учить детей простейшим приёмам аппликации с использованием нетрадиционных способов.
2. Стимулировать развитие коммуникативной речи, способствовать расширению активного и пассивного словаря.
3. Расширять представление об окружающем мире.
Публикация «„Использование нетрадиционных способов аппликации с детьми младшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
4. Развивать воображение, цветовое восприятие, пространственное мышление детей.
5. Учить детей совместно действовать, радоваться результату.
6. Развивать мелкую моторику рук.
Формы организации детей.
Индивидуальная работа
Подгруппами (3-4 ребёнка)
Коллективная работа
Формы и методы работы с детьми
Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихотворения, загадки и т. д).
Дидактические и пальчиковые игры
Наблюдение в природе за окружающим миром
Использование исследовательской – продуктивной деятельности
Развлечение
Беседы и наглядно – образный показ
Аппликация – это полезное и интересное вид деятельности необходимый для полноценного развития ребёнка. В переводе с латинского языка аппликация значит - прикладывание. Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложения деталей на фон, закрепления на нем с помощью различных средств.
Аппликация способствует развитию воображения, цветовому восприятию, образного, пространственного мышления, речи и мелкой моторики рук.
Аппликация - специфическое образное познание мира. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей; представление о разнообразии форм, оттенков цветов, пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах. Общение с бумагой тесно связано с сенсорным воспитанием; на уровне ощущений малыш познаёт фактуру и плотность бумаги.
Приёмы и способы аппликации
В процессе обучения воспитываются у детей нравственно – волевые качества:
Потребность и умение доводить начатое дело до конца
Сосредоточенно и целенаправленно заниматься
Преодолевать трудности.
Стимулируется и развиваются коммуникативные функций речи, обогащается активный и пассивный словарь детей.
Расширяется представление детей об окружающем мире.
Развивается воображение, мышление, цветовое восприятие детей.
Дети учатся действовать сообща, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.
Развиваются эстетические чувства, видеть красоту.
В процессе аппликационной деятельности обучаются дошкольники отрывать, сминать, скатывать, отрезать бумагу, помощь детям увидеть в бумаге материал, который поддаё тся преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая. В ходе обучения детей необходимо делать акцент на развитие интереса детей, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия, эмоционально – положительное отношение к элементарным действиям с бумагой.
В процессе обучения с детьми давать им задания на сравнение и классификацию предметов:
Составлять симметричные формы на квадрате с выделением углов, середины, сторон;
Выкладывать изображение предметов из 3- 4 частей одинаковой формы, но разных по величине и цвету (пирамидка, неваляшка, снеговик);
Наклеивать готовые округлые и четырехугольные формы, создавая изображения знакомых предметов.
Главное внимание, дошкольников обращать на расположение и наклеивание готовых частей. При этом учитывать, чтобы содержание обучения носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Для того чтобы дети с интересом выполняли задания, организационную деятельность проводить в игровой форме – это повышает речевую активность детей, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что данная деятельность стимулирует развитие коммуникативной функции, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Также в работе с детьми необходимо использовать такие игры как :
Пальчиковые игры
Подвижные игры
Дидактические игры
Физкультминутки
В свободной и организационной деятельности знакомить детей с геометрическими фигурами в дидактических играх, в лепке, рисовании и т. д. В начале дети работают с такими фигурами, как квадрат и круг, так как эти фигуры (особенно круг) не требуют от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги (как не клади круг, он всё равно ляжет правильно). В процессе обучения дети узнают, что мяч круглый, снеговик состоит из округлых форм, колёса у тележки тоже круглые. Затем знакомить детей с такими фигурами, как овал и трапеция, название фигур детям не давать, так как они определяются на основе предметно – образных ассоциаций: яичко, крыша, лодка.
Работая с различными по величине фигурами, дети учатся находить большие и маленькие части, одинаковые элементы. Например, у неваляшки туловище круглое, большое, голова тоже круглая, но меньше, а руки маленькие, одинаковые и круглые. В процессе обучения аппликации я учу детей правильно называть, различать и соотносить с предметами цвета (ёлочка зеленая, флажок красный, цыплёнок жёлтый). Дети сначала используют в аппликации контрастные оттенки : красный – зелёный, жёлтый – синий.
В процессе организационной деятельности дошкольники обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги, они усваивают базовые пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом (например, платочки висят на верёвочке рядом, круглая тарелочка украшена в середине цветочком). Украшая одеяльце или коврик для куклы квадратами, треугольниками и кругами, дети начинают чувствовать принцип симметрии (оформить один угол так же, как другой).
Несложные декоративные аппликации проводить с детьми на основе использования полосы, четырёхугольника, круга. Детям они представлены как предметы игры, которые нужно украсить: полоса – кукольный шарфик, закладка для книг, ковровая дорожка; четырёхугольник – коврик для куклы, нарядный платочек, скатерть; круг – красивая тарелочка, салфетка. Иногда предлагаю детям украсить простые силуэтные изображения узорами: чашка, ваза, бабочка, ведёрко и т. д.
Обучая детей составлению предметных изображений начинаю с более простых, состоящих из 2-3 частей, постепенно подводя к более сложным. Вначале дети учатся наклеивать их на основе использования кругов, квадратов.
Простые сюжетные аппликации провожу с детьми в течение всего учебного года. При выполнении сюжетных аппликаций, лучше усваивается пространственное понятия, дети начинают чувствовать выразительность своих работ.
Ребёнок в этом возрасте проявляет интерес, эмоциональный отклик на предложение что - либо делать, в чём – то участвовать проявляет готовность действовать и главная задача – поддержать эту активность не дать ей угаснуть.
Детям доставляет удовольствие украшать группу, детский сад своими работами, дарить родителям, а также делать коллективные выставки.
Опыт работы показал, что использование нетрадиционных способов в аппликации доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием делают разные коллективные и индивидуальные работы не испытывая при этом трудностей. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в обучении. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детское творчество однообразие и скуку.
Проблема творчества значима сегодня, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности инициативности в решении жизненных, учебных, производственных вопросов.
Коллективная работа «Совушка»
Коллективная работа совместно с педагогом и детьми «лебеди на пруду»
«Снегири»
Коллективная работа «Заинька в лесу»
«Пожарная машина»
«Ёжик»
«Овощи»