Анастасия Михайловна Федорова
Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».
Целью моей работы – сенсорное развитие детей по методите Монтессори.
Основные задачи:
- создание развивающей среды;
Публикация «Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Актуальность.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В младшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности - обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтесори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда.
Но Монтессори-материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори–материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию.
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
• Фронтальная (групповая) форма
• По подгруппам - основная форма работы на занятиях
• Игровая форма
• Индивидуальная деятельность
• Развивающие игры
• Интегрированная форма
Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.
Ожидаемые результаты:
• саморазвитие детей;
• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;
• выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
• развитие мелкой моторики рук;
• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.
Свою работу с детьми я начала с игр связанных с водой – это переливание воды, «Найди слона», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет» и др. это игры помогают развивать общую и мелкую моторику рук, развитие у детей сенсомоторики, координации движения и зрительного внимания.
Затем начала работу с сухими бассейнами и играми с крупами. Цель - развитие координации движения; помочь сориентироваться в окружающем мире.
Развитие точных движений рук; определять предметы на ощупь.
Рамки с застежками - пуговицы, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков. Развитие моторики, координации движений.
Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики, развитие слуховой памяти.
Развиваем мышление и тактильную память, доставая с волшебного мешочка воздушные шары наполненные различной крупой:рис, горох, манная, фасоль, гречка и др., а затем потрогать и рассмотреть крупу в блюдце, найти на ощупь в шарике.
Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки
Постоянно проводится работа с цветом - создан родителями модуль или планшет.
Используется в работе «Коричневая лестница» - так же изготовленная родителями.