Наталья Андреянова
Использование схем классификации и обобщения в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих характерна ригидность мышления.
Публикация «Использование схем классификации и обобщения в работе логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия отмечают особенности речи ребенка, в которых отражается своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений. Причинные связи в речи ребенка обычно отсутствуют, связь «потому что» или «вследствие того» заменяется союзом «и» или аналогичным по значению словом.
Поэтому необходимо научить детей сравнивать, обобщать, анализировать. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. Развитие связной речи способствует развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, исходя из выше сказанного, меня заинтересовали схемы И. Стародубцевой, опубликованные в журнале «Обруч» № 4 2000г. в статье «Продолжаем классифицировать». Положив в основу ее систему классификации я разработала свои схемы классификации и обобщения по лексическим темам» : «Сад/ огород», «Птицы», «Одежда, обувь, головные уборы», «Продукты питания», «Мебель». Работа по таким схемам позволяет :
- дифференцировать понятия (н. : ПТИЦЫ – дикие и домашние; дикие - перелетные и зимующие);
- закрепить названия профессий (н. : за садом ухаживает садовод и т. д.);
- закрепить образование относительных прилагательных (н. : сапоги из кожи – кожаные, одежда для женщин – женская и т. д.);
- закрепить названия предметов по изучаемым темам;
- развитие связной речи.
Данные схемы можно отнести к многофункциональным пособиям, т. к. они решают целый комплекс задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис-пресс, 2004