Гульнара Кирамова
«Использование опорных схем в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество зарождается и развивается в детстве. Это только так кажется, что ребенок – дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображение ребенка с реальностью прослеживается очень четко. Поняв сам процесс выстраивания образов у дошкольника, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развития ребенка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Дети больше механически воспроизводят то, что полученные впечатления оказали на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось особенно интересным. В целом воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.
Публикация «„Использование опорных схем в работе с детьми“» размещена в разделах
Многие исследование доказали, что основной развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежами) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действия, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Для развития умственных способностей большую роль играет обучение умению связно пересказывать услышанное и составлять собственные рассказы и сказки. У дошкольника можно сформировать умение связно пересказывать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана могут выступать опорные схемы, фиксирующие последовательность наиболее существенных частей текста. Работа по обучению детей использованию схем в качестве плана пересказа ведется от простого к сложному.
Многим педагогам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, времена года, животные и т. п. ,сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенка составление описательного рассказа, является, как уже было отмечено ранее, использование наглядных опорных схем.
Опорные схемы – это выводы, итог, суть материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в моменты объяснения педагогам нового материала в виде рисунков, схем, таблиц. Цель опорных схем – это изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, облегчил запоминание.
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. При организации образовательной деятельности в детском саду задействован в основном только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Опорные схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными последовательными.
Опорные схемы и символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко. Например, в деятельности по ознакомлению с окружающим миром, природой детям предлагается делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги разложить их по порядку и скрепить. Можно использовать лист в виде «книжки-гармошки». Как правило, дети дорожать своими «авторскими» книгами. В уголке книги можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, желательно сделать обложку, где ребенок может написать ее название, своё имя (автор, а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорту и т. д.).
Пример «записи» детьми тема «Овощи» : человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей.
При ознакомлении с художественной литературой может применяться зарисовки последовательности событий, персонажей, характеристики героев.
Опорные схемы хорошо использовать при заучивание стихов.
Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре. Это могут быть обозначение последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх драматизациях.
Таким образом, мы видим, что применение темы опорных схем способствуют : активизация и совершенствованию речи детей; формированию у детей логического образного мышления, а так же воображения и наблюдательности; умению дошкольников оперировать родовыми понятиями («животное», «человек», «фрукты» и т. п.); углублению знаний об окружающем мире, развитию коммуникативных навыков детей.
Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения воспитателя с ребенком. Всегда главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.