Папки-передвижки

Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников

Наталья Бережук
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

№2 «Белочка» г. Николаевска –на – Амуре Хабаровского края.

Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников.

Воспитатель: Бережук Н. А.

2016г.

слайд 2

Публикация «Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Исходя из национально – культурных особенностей нашего края в нашей группе проводится работа по поликультурному воспитанию дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.

Следовательно, целью нашей работы является: привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине.

Задачи:

1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине.

2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира;

3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений

Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. В частности, декоративно-прикладное искусство, так как оно наиболее доступно детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентов культуры любого народа.

сдайд 3

Свою работу строю в двух направлениях:

1. Формирование представлений о жизни, быте, традициях, обычаях и декоративно-прикладном искусстве коренных малочисленных народов Нижнеамурья.

2. Формирование эмоционально-положительного отношения к данному народу, интереса к декоративно-прикладному искусству.

слайд 4

Соответственно этим направлениям определила следующие задачи :

- Формировать представления детей о жизни, быте, традициях и обычаях коренных малочисленных народов Нижнеамурья;

- Вызвать устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Нижнеамурья;

- Формировать умения орнаментировать изделия в технике аппликация, используя различные способы изображения форм орнаментировки;

- Обучение детей приемам изображения и вырезывания элементов национального рисунка, элементам декорирования предметов быта и одежды;

- Создать оптимальные условия для толерантного отношения к коренным народам, продуктивности декоративно-художественной деятельности детей;

- Побуждать детей к самостоятельному применению полученных знаний, умений в свободной художественно-творческой деятельности.

слайд 5

Для овладения детьми приемами изображения орнамента работу начала с рассматривания национальных орнаментов. При этом называла элементы орнамента, вместе с детьми располагали увиденные элементы на украшенном предмете, анализировали сложный орнамент по частям. вычленяя его отдельные части, обрисовывая их формы, и отмечая соотношения их друг с другом. Рассматривая национальные изделия, дети усваивали обычаи и традиции народа, эталоны красоты, учились видеть прекрасное в окружающей жизни, развивая эстетическое восприятие, творческую активность.

На втором этапе обучения, дети обводили элементы орнамента пальцем. В этом процессе осуществлялась подготовка руки к необходимым моторным операциям, развивалось умение зрительно запоминать изображения элемента орнамента.

Далее учила детей обводить элемент по трафарету, а затем направляла внимание на последовательность складывания бумажной заготовки и ее разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приемов вырезывания элементов национальной орнаментики. При обучении последовательности вырезывания я сначала сама демонстрировала образец орнамента полностью. Затем детям задавала вопросы: «Из каких частей состоит данный элемент орнамента?», «Как можно вырезать этот элемент орнамента?».

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Поэтому, при первом ознакомлении детей с этим приемом надо вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Таким образом, дети овладевали способами вырезывания простейших элементов орнамента.

слайд 6

Некоторые дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания. Поскольку мелкие детали ребята изготовить не могут, рекомендую подбирать натуру с более простыми формами, небольшим количеством деталей. Образец использовала в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Используя объем представлений детей о народном ДПИ, я использовала последовательную тематику НОД по аппликации. Охват самый разнообразный: узоры на полосе, декорирование силуэтов, тематические композиции сюжетов из жизни народов Нижнеамурья. Использовали разные формы и виды аппликаций, разнообразные приемы вырезывания.

Подводя итог своей работы, могу сделать следующие выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Предметное окружение побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.

слайд 7

4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, Центром культуры малочисленных народов Севера, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.

5. Народное творчество – источник чистый и вечный наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.

Обобщенный мною педагогический опыт позволяет успешно формировать нравственно-патриотические качества дошкольников Совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации регионального компонента, не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению внутренней культуры ребенка, разностороннему его развитию, реализации его творческих способностей.

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности дошкольников». .

Развитие творческого воображения через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности у старших дошкольников Цель: расширение знаний педагогов о составлении творческих рассказов по сюжетной картине, через интеграцию коммуникативной и продуктивной.

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

«Воспитание нравственно-патриотических качеств детей через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования.

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Интеграция разных видов деятельности художественно-продуктивной деятельности дошкольников. В основе идеи интеграции видов изобразительного искусства лежит понятие полихудожественного развития (Б. П. Юсов).Все искусства выступают.

Педагогический совет-деловая игра «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников» Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент. Задачи:.

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Слайд 1 Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Значение национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ для дошкольников (Республика Хакасия) Национально-региональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 16:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бережук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД