Наталья Бережук
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей
№2 «Белочка» г. Николаевска –на – Амуре Хабаровского края.
Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников.
Воспитатель: Бережук Н. А.
2016г.
слайд 2
Публикация «Использование регионального компонента в художественно-продуктивной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляет след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Исходя из национально – культурных особенностей нашего края в нашей группе проводится работа по поликультурному воспитанию дошкольников, через ознакомление с родным краем, его историей, бытом, традициями, культурой и искусством.
Следовательно, целью нашей работы является: привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине.
Задачи:
1. Развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой родине.
2. Формирование интереса дошкольников к настоящему и прошлому своего края, разнообразию природного и растительного мира;
3. Воспитание толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, любви к малой родине, ощущения исторической преемственности поколений
Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. В частности, декоративно-прикладное искусство, так как оно наиболее доступно детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компонентов культуры любого народа.
сдайд 3
Свою работу строю в двух направлениях:
1. Формирование представлений о жизни, быте, традициях, обычаях и декоративно-прикладном искусстве коренных малочисленных народов Нижнеамурья.
2. Формирование эмоционально-положительного отношения к данному народу, интереса к декоративно-прикладному искусству.
слайд 4
Соответственно этим направлениям определила следующие задачи :
- Формировать представления детей о жизни, быте, традициях и обычаях коренных малочисленных народов Нижнеамурья;
- Вызвать устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Нижнеамурья;
- Формировать умения орнаментировать изделия в технике аппликация, используя различные способы изображения форм орнаментировки;
- Обучение детей приемам изображения и вырезывания элементов национального рисунка, элементам декорирования предметов быта и одежды;
- Создать оптимальные условия для толерантного отношения к коренным народам, продуктивности декоративно-художественной деятельности детей;
- Побуждать детей к самостоятельному применению полученных знаний, умений в свободной художественно-творческой деятельности.
слайд 5
Для овладения детьми приемами изображения орнамента работу начала с рассматривания национальных орнаментов. При этом называла элементы орнамента, вместе с детьми располагали увиденные элементы на украшенном предмете, анализировали сложный орнамент по частям. вычленяя его отдельные части, обрисовывая их формы, и отмечая соотношения их друг с другом. Рассматривая национальные изделия, дети усваивали обычаи и традиции народа, эталоны красоты, учились видеть прекрасное в окружающей жизни, развивая эстетическое восприятие, творческую активность.
На втором этапе обучения, дети обводили элементы орнамента пальцем. В этом процессе осуществлялась подготовка руки к необходимым моторным операциям, развивалось умение зрительно запоминать изображения элемента орнамента.
Далее учила детей обводить элемент по трафарету, а затем направляла внимание на последовательность складывания бумажной заготовки и ее разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приемов вырезывания элементов национальной орнаментики. При обучении последовательности вырезывания я сначала сама демонстрировала образец орнамента полностью. Затем детям задавала вопросы: «Из каких частей состоит данный элемент орнамента?», «Как можно вырезать этот элемент орнамента?».
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Поэтому, при первом ознакомлении детей с этим приемом надо вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
Таким образом, дети овладевали способами вырезывания простейших элементов орнамента.
слайд 6
Некоторые дети создавали сложные узоры по мотивам аппликации не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания. Поскольку мелкие детали ребята изготовить не могут, рекомендую подбирать натуру с более простыми формами, небольшим количеством деталей. Образец использовала в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Используя объем представлений детей о народном ДПИ, я использовала последовательную тематику НОД по аппликации. Охват самый разнообразный: узоры на полосе, декорирование силуэтов, тематические композиции сюжетов из жизни народов Нижнеамурья. Использовали разные формы и виды аппликаций, разнообразные приемы вырезывания.
Подводя итог своей работы, могу сделать следующие выводы:
1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.
2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
3. Предметное окружение побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, право выбора вида деятельности открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.
слайд 7
4. Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, Центром культуры малочисленных народов Севера, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства.
5. Народное творчество – источник чистый и вечный наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.
Обобщенный мною педагогический опыт позволяет успешно формировать нравственно-патриотические качества дошкольников Совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации регионального компонента, не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию, обогащению внутренней культуры ребенка, разностороннему его развитию, реализации его творческих способностей.