Елена Крякина
«Детское экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование
в художественно-продуктивной деятельности дошкольников.
Как говорил Николай Николаевич Подьяков
«Детское экспериментирование истинно детская деятельность,
которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается
на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».
Публикация «„Детское экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности дошкольников“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Цель творческого экспериментирования – определяет путь реализации основной идеи культуросообразной педагогики и введение детей в мир общечеловеческой культуры через ее открытые проблемы, которые ребенок самостоятельно «открывает на основе мышления и продуктивного воображения». Это непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяющие познать их свойства, качества, возможности. Пробуждающие любознательность, желание узнать больше. Даже привычные вещи и предметы могут стать объектом изучения и экспериментирования детей с ними. (К примеру этот рисунок сделал один из воспитанников детского сада. В работе он использовал пластелин).
Задачами по развитию творческой деятельности являются :
Формировать у детей прочные навыки и умения действий с разными материалами для детского творчества и возможность переноса сформированных навыков с одним материалом на другой; Педагог ставит вопросы побуждающие детей сравнивать свойства предметов материалов (пластилин и тесто, или возможность применения в аппликации не только цветной бумаги или картона, но и сухих листьев, ваты, яичной скорлупы и т. д.)
Развивать стремления самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и сообразительности; У ребёнка может появится идея создания поделки или рисунка, в которой он сможет применить свои ранее полученные зун.
Развивать фантазию воображение и индивидуальный почерк в работе; Руководствуясь замыслом и фантазией ребёнок может привнести что то своё. (Например при рисовании воспользоваться не кистью как все, а пальцем или кускам мятой бумаги.)
Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Поощрять воплощение в художественной форме свои представления, переживания чувства, мысли, инициативу и поддерживать творческое начало. Конечно, это похвала ребёнка, подбадривание, одобрение.
Задачами экспериментаторской творческой деятельности являются :
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; т. е. умение находить в обыденном и простом новые идеи для творчества.
Развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; это позволит ребёнку обобщить полученные знания действенным путём, а затам получить конкретный результат.
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Детям нравится употреблять новые интересные для них слова например такие, как эксперимент и опыт.
Активизировать мыслительные процессы детей, давать отчет об увиденном формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Учить детей подводить итоги своей деятельности.
Условия для реализации задач:
Богато насыщенная различными материалами для детского художественно-экспериментального творчества предметно –развивающая среда; Конечно чем больше различных материалов с которым может работать ребёнок, тем больше возможностей он имеет для творческого решения поставленных целей.
Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними. Желание занять творчеством у ребёнка может возникнуть спонтанно.
Использование созданных детьми продуктов для оформления дошкольного учреждения и групп, организация выставок, создание музея детских поделок и участие в конкурсах.
Живой интерес родителей к процессу и результату художественного творчества детей. Для создания живого интереса родителей к процессу и результатам художественного творчества детей - это вовлечение их в этот процесс.
Алгоритм экспериментирования :
Ребенок выделяет и ставит проблему;
Предлагает различные варианты ее решения;
Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
Делает выводы. (Это выделение ребёнком проблемы, выявление способов её решения, проверка этих способов опытным путём и подведение итогов).
Художественное экспериментирование мы рассматривали как работу с различными материалами, разнообразными методами, способами и представлениями работ в разных формах; в своей работе мы используем как традиционные материалы: гуашь, краски, пластилин, цв. бумага, так и не традиционные6 ткань, мятая бумага, тесто, зубная щётка, вата и т. д.
Новые материалы помогают не допустить однообразия и скуки;
Экспериментирование с материалом происходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывания незавершенного образа, и наблюдения;
Рисование одна из самых разнообразных форм творчества:
Рисование пальчиками;
Рисование ладошками;
Печать листьев;
Кляксография;
Свеча по мокрому;
Ватными палочками;
Набрызгивание;
Зубной щеткой;
Поролон;
Гротаж.
Аппликация – это широко распространенный способ создания художественных изображений различных фигур. Аппликация позволяет использовать самые разнообразные материалы: нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что позволяет изучать их свойства состав и возможности.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Пластилин – это исскуственный материал для лепки и моделирования.
Соленое тесто – простой и доступный материал для детского творчества.
И тот и другой материал имеет свои достоинства. Пластилин яркий, не липнет к рукам, замечательно размазывается по поверхности. Тесто обладает высокими пластичными свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами., перьями.
Ручной труд – способствует развитию самых разных умений и навыков ребёнка.
Это может быть «Цветные мячики» (модульная техника, из множества собирается одно, например ёлка из макарон); «миски для 3х медведей» (техника попьемаше); «пёстрый коврик» (из цветных полосок в технике плетения); «нарядные бусы» (прочная нить или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповник, жёлуди); «бесшовные игрушки» (куколки изготовленные с помощью сворачивания, скручивания, завязывания).
Компонентами художественного творчества детей являются
Активность
Самостоятельность
Инициативность
Воображение
Все эти компоненты направлены на развитие в детях способности к восприятию художественного творчества и самостоятельному созданию выразительного образа который будут отличаться оригинальностью, гибкостью и вариативностью.
Художественное экспериментирование с разнообразными материалами дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию, любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах.
Для создания живого интереса родителей к художественному экспериментированию активно проводятся… консультации, круглые столы, мастер классы, всё это направленно на то чтобы родители и дома в месте с детьми творили и играли… что помогает творить и играть вместе с детьми.
В учреждении проводятся ежегодные конкурсы совместные работы родителей и воспитанников. Родителям нравится участвовать в выставках, работы очень разнообразны и по технике исполнения и по сложности.
Таким образом, творческое экспериментирование в художественно-продуктивной деятельности хорошо прослеживается в применении нетрадиционных техник.
«В период детства, мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.
Сухомлинский В. А.