Татьяна Довженко
«Воспитание нравственно-патриотических качеств детей через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нравственно-патриотических качеств детей через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский район
Консультация для воспитателей :
«Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента»
Подготовил музыкальный руководитель:
Довженко Т. В.
Публикация «„Воспитание нравственно-патриотических качеств детей через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
«Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через разнообразные виды деятельности с учетом регионального компонента»
Главной задачей антикризисной краевой программы является духовное оздоровление населения Кубани, а это, в первую очередь, приобщение дошкольников к национальным традициям предков, к их песенному наследию.
От того, какие песни, сказки слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Необходимо с детства развивать чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, а для этого необходимо использовать в своей работе народные песни, народные игрушки, народные музыкальные инструменты. Впечатления у детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертах выступление детских и взрослых казачьих ансамблей в национальных костюмах, слушают репертуар Кубанского казачьего хора.
Если верно, что язык - душа народа, то фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души. Особенно мощным влиянием и любовью издавна пользовалась на Кубани песня.
Пожалуй, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. Песенный репертуар населения Кубани отличается необычайным богатством и разнообразием. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское русское раздолье, задумчивость и лиричность русской души и чисто украинская, располагающая задушевность и добрая усмешливость над собой и близкими. В восточной части края, главным образом в так называемых линейных станицах, в прошлом преобладали народные русские песни. В западных районах, в Черноморских закубанских станицах - традиционные кубанские народные песни. Некоторая часть русских и украинских песен составляла общекубанский репертуар.
И язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык и не чисто украинский, а кубанский, кубанская мова. Два могучих песенных корня срослись в один и дали одну крону - кубанскую песню.
На Кубани большое место занимали песни, а вместо русских частушек на Кубани пелись припевки, вертушки, набивнушки. В станицах бытовали колядки накануне Рождества и щедривки в ночь под Новый год.
Современные кубанские композиторы продолжают прививать нам любовь к родному краю. Это замечательные песни Григория Пономаренко, Арсена Мацояна, Машистого, Клименко. Много замечательных детских песен написано нашим земляком Подовым. В своей работе я использовала песни Полова такие как «Песня арбузов», «Огурцов», «Морковок», Песню зайчат и снеговой Бабы и др. Под Новый год детей знакомим с щедривками и колядками на кубанской мове, пели кубанские песни и инсценировали их: «Варенички», «Распрягайте хлопцы коней», «У Кубани», «Трава зеленая» и др., пели песни современных кубанских композиторов «Ой, да на Кубани», знакомила детей с песнями Пономаренко «Песня о Ейске», и Мацояна «Сиреневый город мой».
Важным видом устно-поэтического творчества казаков являлись сказки. Конечно, их роль в прошлом не была так велика, как роль песен. Часто на сказки смотрели как на нечто несерьезное, скрывали, что знают их. На Кубани сказки рассказывали преимущественно мужчины - казаки. Как украинские, так и русские сказки на Кубани впитывали в себя специфические местные детали, «приноравливались» к местным условиям. Местом событий в отдельных сказках являются кубанские станицы. Дети с удовольствием слушают бытовые, юмористические сказки о ловком человеке-солдате, цыгане, казаке, мужике, который одурачивает барыню, издевается над попом, высмеивает простодушных бабу и деда, обманывает зазевавшихся женщин.
Пословицы и поговорки всегда употреблялись в живой речи кубанцев. Они использовали в одинаковой степени, как русские, так и украинские пословицы и поговорки. Нравятся детям и веселые прибаутки, их произносят в расчете повеселить компанию.
Нам, взрослым, необходимо вместе с детьми изучать местные традиции, народные придания, фольклор, обряды, знакомить с художественными и кустарными ремеслами, с основными народными праздниками населения Кубани. Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине.
Нет, еще не восстановлена картина тех веселий, тех танцев и плясок с песнями и припевками, с шутками и прибаутками, с притопыванием и присвистыванием, которые выражали широкую натуру кубанцев и украшали все свадьбы и гуляния. Но хотелось бы верить, что возродится, если с детства прививать средствами народного искусства любовь к Кубани, воспитывать чувство гордости к своим предкам - кубанским казакам.