Ольга Быкова
Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании.
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы.
Публикация «Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Логические задачи для дошкольников
- Логическое мышление
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. РЛЗ имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, чётко и образно формулировать свои мысли.
Материл для составления задач можно найти в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова, а так же в других книгах писателей натуралистов.
Преподносить в занимательной форме, стихах, загадках (от более простых о предметах и явлениях к более трудным, требующим обобщения имеющихся знаний у детей, большой речевой практики).
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Е. Благина)
Воспитатель может использовать так же методические приёмы при решении любой по сложности РЛЗ детьми как: - вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, - задать наводящие вопросы, -исправлять ошибки в их суждениях, - помогать правильно сформулировать мысль, - подводить к полному правильному ответу в чёткой и развёрнутой речи. В свою очередь это помогает детям понять загадки и сформулировать вывод.
Приёмы активизации умственных способностей дошкольников :
Дидактические игры,
Речевые логические задачи,
Рассматривание картин и слушание музыкальных произведений о природе
Беседы по произведениям природоведческой литературы.
Перед педагогом стоит задача – предоставить каждому ребёнку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного возраста. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми как в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляется без принуждения ребёнка.
По мнению учёных, одним из путей, направленными на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых приёмов и методов. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании интеллектуальных игр, относится к таким методам.
Интеллектуальная игра даёт комплексную оценку уровня достижений её участников – по объёму и содержанию предметных и общих знаний, умению мыслить ситуационно, вести дискуссию, находить оптимальное решение задач; учит общаться, быть критичным к себе, уважать чужое мнение.
Экологическая игра «Почти всё о животном мире»
1. Назовите домашних животных (свинья, овца – для чего используются)
2. Назвать животных из красной книги (странствующий голубь, выхухоль)
3. Продолжить фразы (лучше всех слышит – сова, самые умные животные – дельфины).
Блиц турнир:
1. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной (красный цвет – сигнал опасности).
2. Каких насекомых зовут как животных (жуки – олень, коровка).
3. Какого цвета шерсть полярного медведя (белая).
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием РЛЗ, соединение их с игрой, чёткие формулировки предпологаемых заданий на сообразительность позволяют подвести к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни, среды обитания – от сезонных изменений и т. д., к умению выразить это в связной речи.
РЛЗ благотворно влияют на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определённой мере достоверной.
Приёмы активизации умственных способностей :
Рассматривание пейзажей
Слушание музыки
Первые эстетические переживания ребёнка связаны с удовольствием, которое доставляют ему качества предмета – его цвет, форма и т. д.
Гамма красок выражает определённое чувство, мысль автора и при восприятии этого произведения вызывает схожую с чувством художника ответную реакцию.
При отборе репродукций картин великих художников нужно прежде всего следить за тем, чтобы картины были не многоплановые, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечивает доступность восприятия.
Восприятие картины ребё нок проходит несколько этапов:
1. Перечесление предметов, даёт краткую, элементарную характеристику.
2. Использование различных выразительных средств в образной характеристике изображённого.
Педагог учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.
Сравнение изображённого на картине с наблюдаемым в окружающей природе – введение в воображаемую ситуацию.
Поэтическое слово, музыка, слово педагога, рассматривание пейзажных картин сразу после экскурсии, наблюдения; использование комплексных средств : рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений.
Детям предлагаются следующие задания :
Сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;
Определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;
Подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.
К проведению таких занятий целесообразно привлечь музыкального руководителя.
Методика проведения занятий с такими заданиями.
1. Сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа:
- рассказ воспитателя на фоне музыкального произведения;
- слушание музыкального произведения по настроению схожего с изображением.
2. Определение настроения музыкального произведения и придумывание картины к нему.
3. Придумывание музыки к пейзажу.
В беседах о природе педагог так же использует различные предметные и сюжетные дидактические картины, изображающие животных, растения, труд людей.
Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей.
Учить придумать, поставить вопрос – это может быть самое трудное в обучении ребёнка. Здесь мы можем использовать такие литературные произведения как:
В. Бианки «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?».
Н. Сладкова «От зари до зорьки»
Ю. Дмитриева «Лесные малыши»
Книжки в которых есть элемент игры, элемент творчества:
Г. Скребицкого и Д. Горлова «Звери разных стран»
А так же стихи Пушкина, Жуковского, Никитина, Тютчева, Есенина.
Из всего разнообразия книжного мира ребё нок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимость. Человек добывает знания, чтобы сделать жизнь людей на земле лучше и разумнее.