Папки-передвижки

Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании

Ольга Быкова
Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определённые связи и закономерности природы.

Публикация «Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании» размещена в разделах

Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приёмы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения). Это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. РЛЗ имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, чётко и образно формулировать свои мысли.

Материл для составления задач можно найти в книгах: «Времена года» Д. Зуева, «Родная природа» В. Бианки, «Лесные разговоры» Э. Шима, «В лесах счастливой охоты» Н. Сладкова, а так же в других книгах писателей натуралистов.

Преподносить в занимательной форме, стихах, загадках (от более простых о предметах и явлениях к более трудным, требующим обобщения имеющихся знаний у детей, большой речевой практики).

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке? (Е. Благина)

Воспитатель может использовать так же методические приёмы при решении любой по сложности РЛЗ детьми как: - вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, - задать наводящие вопросы, -исправлять ошибки в их суждениях, - помогать правильно сформулировать мысль, - подводить к полному правильному ответу в чёткой и развёрнутой речи. В свою очередь это помогает детям понять загадки и сформулировать вывод.

Приёмы активизации умственных способностей дошкольников :

Дидактические игры,

Речевые логические задачи,

Рассматривание картин и слушание музыкальных произведений о природе

Беседы по произведениям природоведческой литературы.

Перед педагогом стоит задача – предоставить каждому ребёнку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного возраста. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми как в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляется без принуждения ребёнка.

По мнению учёных, одним из путей, направленными на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых приёмов и методов. Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании интеллектуальных игр, относится к таким методам.

Интеллектуальная игра даёт комплексную оценку уровня достижений её участников – по объёму и содержанию предметных и общих знаний, умению мыслить ситуационно, вести дискуссию, находить оптимальное решение задач; учит общаться, быть критичным к себе, уважать чужое мнение.

Экологическая игра «Почти всё о животном мире»

1. Назовите домашних животных (свинья, овца – для чего используются)

2. Назвать животных из красной книги (странствующий голубь, выхухоль)

3. Продолжить фразы (лучше всех слышит – сова, самые умные животные – дельфины).

Блиц турнир:

1. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной (красный цвет – сигнал опасности).

2. Каких насекомых зовут как животных (жуки – олень, коровка).

3. Какого цвета шерсть полярного медведя (белая).

Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием РЛЗ, соединение их с игрой, чёткие формулировки предпологаемых заданий на сообразительность позволяют подвести к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни, среды обитания – от сезонных изменений и т. д., к умению выразить это в связной речи.

РЛЗ благотворно влияют на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определённой мере достоверной.

Приёмы активизации умственных способностей :

Рассматривание пейзажей

Слушание музыки

Первые эстетические переживания ребёнка связаны с удовольствием, которое доставляют ему качества предмета – его цвет, форма и т. д.

Гамма красок выражает определённое чувство, мысль автора и при восприятии этого произведения вызывает схожую с чувством художника ответную реакцию.

При отборе репродукций картин великих художников нужно прежде всего следить за тем, чтобы картины были не многоплановые, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечивает доступность восприятия.

Восприятие картины ребё нок проходит несколько этапов:

1. Перечесление предметов, даёт краткую, элементарную характеристику.

2. Использование различных выразительных средств в образной характеристике изображённого.

Педагог учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.

Сравнение изображённого на картине с наблюдаемым в окружающей природе – введение в воображаемую ситуацию.

Поэтическое слово, музыка, слово педагога, рассматривание пейзажных картин сразу после экскурсии, наблюдения; использование комплексных средств : рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений.

Детям предлагаются следующие задания :

Сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;

Определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;

Подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.

К проведению таких занятий целесообразно привлечь музыкального руководителя.

Методика проведения занятий с такими заданиями.

1. Сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа:

- рассказ воспитателя на фоне музыкального произведения;

- слушание музыкального произведения по настроению схожего с изображением.

2. Определение настроения музыкального произведения и придумывание картины к нему.

3. Придумывание музыки к пейзажу.

В беседах о природе педагог так же использует различные предметные и сюжетные дидактические картины, изображающие животных, растения, труд людей.

Роль художественного слова в развитии умственных способностей детей.

Учить придумать, поставить вопрос – это может быть самое трудное в обучении ребёнка. Здесь мы можем использовать такие литературные произведения как:

В. Бианки «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?».

Н. Сладкова «От зари до зорьки»

Ю. Дмитриева «Лесные малыши»

Книжки в которых есть элемент игры, элемент творчества:

Г. Скребицкого и Д. Горлова «Звери разных стран»

А так же стихи Пушкина, Жуковского, Никитина, Тютчева, Есенина.

Из всего разнообразия книжного мира ребё нок должен вынести главное: знать – интересно, знать – необходимость. Человек добывает знания, чтобы сделать жизнь людей на земле лучше и разумнее.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование логических задач на занятиях по математике в подготовительной к школе группе Занимательные «нечисловые» логические задачи играют значительную роль в умственном развитии детей. Решение таких задач воспитывают пытливость,.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Использование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обученияИспользование камушков «Марблс» — нетрадиционный приём обучения Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании
Опубликовано: 11 августа 2020 в 19:57
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование речевых логических задач как приём активизации умственных способностей дошкольников в экологическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД