Данилова Елена Анатольевна
Использование речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование речевых игр с детьми
младшего дошкольного возраста
Елена Анатольевна, воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4»
Слайд 2 Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование речевых игр с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Слайд 3 Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Одним из таких путей является игра.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Слайд 4 Целью работы является: развитие речи посредством организации игровых упражнений и речевых игр с детьми дошкольного возраста.
Задачи: - способствовать развитию речи через привлечение младших дошкольников к участию в игровых упражнениях и речевых играх, а так же играх разного плана (пальчиковых, коммуникативных, подвижных и настольных дидактических);
- мотивировать к включению младших дошкольников в игровую деятельность для развития речи;
- пополнить картотеки пальчиковыми, речевыми, коммуникативными и подвижными играми;
- в процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать повышению речевой активности;
- расширить кругозор родителей об особенностях развития речи младших дошкольников.
Слайд 5, 6 Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, бытовой, образовательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность. Большое значение в речевом развитии детей уделяю речевой игре. Речевые игры имеют огромное значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Слайд 7 В своей работе по развитию речи детей младшего возраста использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Важным разделом моей работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Например, спрашиваю малыша, хочет ли он спеть колыбельную своим игрушкам? Покачиваю собачку, куколку, мишку, начинаю петь колыбельную сама, и ребенок начинает повторять мои действия. Затем говорю, что игрушкам не нравится, как я пою, им непременно хочется уснуть под его пение. Предлагаю ребенку стать паровозиком, покатать игрушки и спеть паровозную песенку и т. д.
Слайд 8, 9 Большое внимание в работе с детьми уделяется играм на развитие мелкой моторики. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. В коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.
Слайд 10 Дидактические игры развивают речь дошкольников: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также ребенок учиться правильно, высказывать свои мысли.
Слайд 11 Неотъемлемая часть нашей деятельности – это работа с родителями. Были представлены консультации: «Особенности развития речи младших дошкольников», «Речевая деятельность в условиях семьи»; «Игры для развития мелкой моторики дошкольников». Родителями были изготовлены игры для развития мелкой моторики и игры на развитие речи детей.
Слайд 12, 13 Ежедневно с детьми проводится артикуляционная гимнастика, которая является основой формирования речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Слайд 14 Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают, кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока", и прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех детей: ". маслом поливала, детям давала: Саше два, Уле два, Ване два". При этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично.
Слайд 15 Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Приведу пример некоторых игр.
Слайд 16 Игра «Волшебное зеркало»
Ребенку дается зеркальце.
«Ой, а кто это в зеркальце?»
«А как тебя зовут?»
«А какой ты сегодня?»
Данная игра повышает речевую активность ребенка, позитивное отношение к самому себе.
Так же, я могу начать игру со слов «Я вижу кого-то красивого. Кто же это?». Как показала практика, дети с большей охотой отвечают на вопросы после этих слов + повышается самооценка ребенка.
Слайд 17 «Жмурки со зверятами»
Дети надевают маски с изображением зверей. Моя задача поймать определенного зверя с закрытыми глазами. Дети должны издавать звуки, подражая своему зверю.
Эта игра помогает овладеть навыками звукоподражания, двигательную активность детей.
Слайд 18 Игра «Говорящее лото»
Данная игра повышает речевую активность ребенка, диалогическую речь, побуждает делать собственный выбор.
Карточки лежат картинками вниз. Ребенок сам выбирает картинку, переворачивает ее.
«Ой, а кто это здесь?» «А как он разговаривает?» «А как мы поздороваемся с котиком/собачкой/коровкой?» «Что делает на картинке?»
Слайд 19 Игра «У меня зазвонил телефон»
Ребенок, используя игрушечный аппарат, отвечает на звонок. Кто звонил решает сам ребенок. Мама, папа, бабушка, сказочный персонаж. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, монологическую речь, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность, развивает воображение.
Слайд 20 «К нам пришел (а…»
Это скорее не игра, а свободное общение.
Ближе к середине ясельного возраста.
Как правило, дети берут с собой любимые игрушки в сад. Задача ребенка рассказать о не5й. Придумать историю.
Например «Это самолет. Он прилетел из мультика про Джед. Я его люблю, и он помогает мне»
Слайд 21 Игра «Отгадай игрушку"
Перед детьми кладутся три игрушки. Дети рассматривают, называют какие именно игрушки они видят. Цвет, название и т. д. Затем воспитатель убирает одну и просит отгадать какую именно. Если дети сразу называют какой именно не хватает, то воспитатель задает наводящие вопросы, касающиеся цвета, размера и т. д.
Данная игра также повышает речевую активность детей, диалогическую речь, внимание, память.
Слайд 22 В результате целенаправленной и систематической работы по повышению речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством речевых игр добились положительных результатов. Можно отметить, что дети охотно играют, на чинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые дети пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.