Ольга Орлова
Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
Публикация «Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основным источником накопления необходимого опыта для дошкольника являются сюжетно-ролевые игры, которые, наряду с традиционными, могут быть и музыкальными. Музыка используется детьми в разных играх. В сюжетно-ролевых играх можно очень широко использовать знакомые песни и мелодии: можно спеть колыбельную кукле или поплясать, напевая веселую мелодию, аккомпанируя себе на бубне, помаршировать с барабаном под соответствующую песню или, отправляясь в далекое путешествие, спеть о пароходе, поезде, самолете, машине и т. д. Песня организует действие, придает выразительность, ритмичность движения, позволяет выразить чувства и настроения, возникающие в ходе игры. Иногда исполнение приобретает характер драматизации; дети выбирают соответствующих персонажей и инсценируют любимую песню в настольном, кукольном театре. Песней пользуются и как считалкой перед распределением ролей в игре.
В раннем возрасте в период развития ребенка, когда сюжетно-ролевая игра только зарождается, особое внимание следует уделить созданию игровых ситуаций для сюжетных игр малышей и подготовке детей к принятию роли. На этапе образно ролевой игры в 2–2,5 года следует учить детей перевоплощению, передачу образов предметов, животных, и действиям «понарошку». Ребенок может вообразить себя кошкой, мишкой, лисичкой, поплавать и полетать и т. д. с этой целью организуют образные (игровые упражнения имитационного характера, элементарные игры-драматизации, игры-перевоплощения при ведущей роли педагога. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовать необходимую игровую обстановку, однако, для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию. Музыкальному руководителю необходимо вдумчиво и проникновенно готовиться к работе над любой игрой данного вида, а именно, тщательно изучить необходимый музыкальный материал, детально проработать образы, структуру игры, что поможет активизировать творческий процесс детей, участвующих в игре. И наконец, вне зависимости от итога игры, педагог обязательно должен подбодрить, воодушевить и поблагодарить детей за старание, потому что дети должны привыкнуть получать удовольствие, прежде всего, а не стремиться к успеху любой ценой.
Целью музыкальных сюжетно-ролевых игр может быть закрепление знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре; расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; их можно использовать как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр являются :
Увлечённость музыкально — игровой деятельностью.
Степень осознания творческого замысла.
Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач.
Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.
Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
Условиями овладения детьми самостоятельной музыкально-игровой деятельностью являются:
1. Обогащение детей знаниями, впечатлениями в процессе организации НОД (слушание музыки, освоение певческого, музыкально-ритмического, инструментального материала в процессе музыкальных занятий;
2. беседы с детьми о музыке, о музыкальных профессиях;
3. инсценировка песен, музыкальных произведений, праздники и развлечения, музыкально-дидактические игры, использование ТСО, ИКТ (видеозаписи, мультимедиа, Интернет, музыкально-обучающие игры);
4. встречи с людьми музыкальных профессий (пример, проекты, концерт детей музыкальной школы, филармонии, экскурсии сотрудников ДОО с детьми в музыкальную школу, театр, на концерт, выступление на конкурсах, работа с родителями (посещение родителей и детей в филармонии, театров, концертов, участие в праздниках) и т. д.
Необычная форма проведения занятия, тщательно отобранный музыкальный и литературный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же хорошее настроение педагогов – это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром Музыки, принять его, творчески развиваться.
На музыкальных занятиях малыши не всегда могут слушать музыку, сидя на стульчиках. Дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских шумовых инструментах.
Как построить ребятишек в круг, побудить их выполнять танцевальные движения? На помощь приходят музыкальные разминки и игры-тренинги, которые научат ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном направлении, быстро перестраиваться под веселую песенку или прибаутку.
Музыкальные занятия в 1-й младшей группе длятся всего 10минут. Хорошо ориентированная работа музыкального руководителя и воспитателя, а иногда и помощника воспитателя позволяет включать в ход занятия не только обязательные виды деятельности, но и сюжетно-ролевые игры. Как нравится детям не просто спеть потешку, но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спине друга.
В арсенале каждого музыкального руководителя должен быть огромный запас музыкальных игр : подвижных, ритмических, речевых со звучащими жестами и шумовыми инструментами, музыкально-динамических, игр-инсценировок с элементами импровизации.
Мы принимаем детей в детский сад с 1,5 лет и с этого же возраста дети посещают музыкальные занятия.
В каждой группе раннего дошкольного возраста есть дети, которые не могут разговаривать, но они прекрасно работают с музыкальными инструментами в сказках-шумелках.
С помощью занимательных сказок – шумелок малыши познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания.
На основе предлагаемых материалов можно с малышами устраивать замечательные музыкальные спектакли.
Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка
1. ЛИСА И РЫБА
3 мин 08 сек. 6 шумов
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.
БУБЕНЦЫ/ МЕТАЛЛОФОН
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани,
БАРАБАН
а сам пошёл впереди.
ЦЕЛЛОФАН
Лошадка бежит, колокольчиком звенит
БУБЕНЦЫ/ МЕТАЛЛОФОН
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке
МЕТАЛЛОФОН
Выбросила всю рыбку и сама убежала
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ
Интересная сюжетно-ролевая игра «Карусель» для малышей
«Я от тебя убегу», «Пятна», «Птичка» и др
В организованной мною сюжетно ролевой игре дети 3-4 лет так же часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, дудочках, ложках, бубнах, барабанах,. На этих инструментах исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, сочиняют свои. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяются по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» приобщаясь тем самым к коллективной импровизации в ансамбле.
Мы в зале оформили музыкальный уголок с музыкальными инструментами. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Такой игрой стала сюжетно ролевая игра «Музыкальный магазин» - это сюжетно ролевая игра с самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Я выступаю в роли продавца- консультанта, музыкального магазина, в котором продаю музыкальные инструменты. Как продавец я рассказываю о каждом музыкальном инструменте покупателю. Дети - покупатели при покупке проверяют на звук музыкальный инструмент, играют на нём любую мелодию, отстукивают ритмический рисунок, поют песню, определяют на слух звучание того или иного музыкального инструмента. Наши дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.
С большим удовольствием дети играют в сюжетно ролевую игру «Студия звукозаписи». Дети записывают в «Студии звукозаписи» песни для своей мамы или друга. Я исполняю роль продюсера «Студии звукозаписи» руковожу и направляю детей на правильное исполнение песни. Для этой сюжетно ролевой игры я готовлю атрибуты – это микрофоны, наушники, фонограммы песен, музыкальный центр. Дети поют в микрофоны, а я им включаю соответствующую песню. Формы организации сюжетно ролевых игр многообразны. Последовательная и творческая работа музыкального руководителя и воспитателя в воспитании дошкольников, использование технических средств, наличие у детей в группах разнообразного оборудования для организации сюжетно ролевых игр, выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное приподнятое настроение, способствует их эстетическому развитию дошкольников.
Подводя, итог всего вышеперечисленного я могу сказать, что музыкальный руководитель принимает непосредственное и самое активное участие в развитии сюжетно-ролевых игр. Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя пробуждает интерес и любовь к музыке в сюжетно- ролевых играх с музыкальной тематикой.