Виктория Ремицан
Использование конструктивных игр и конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование конструктивных игр и конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Конструирование предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон развития старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в том числе и познавательного развития. В конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
Публикация «Использование конструктивных игр и конструирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
В детском саду с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР ведётся разнообразная работа (непосредственная образовательная деятельность подгрупповая и индивидуальная, самостоятельные игры детей с различными видами конструктора, конструирование, создание поделок из бумаги, картона, природного материала) с использованием конструктивных игр и конструирования, учитывающая особенности этих детей.
В работе по использованию конструктивных игр и конструирования с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР отчё тливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т. д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, что является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста.
При планомерной работе у детей отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию из бумаги, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.
В работе с детьми педагог использует следующие приё мы руководства:
- напоминание о приёмах постройки;
- предложение рассмотреть предмет, который надо построить, или иллюстрацию, изображающую его;
- путём вопросов предложить детям вспомнить отдельные части постройки (например, у парохода: нос, корма, машинное отделение);
- обращать внимание на главные части постройки (например, при постройке парохода спросить: "А на вашем пароходе будет палуба?" или "Капитанский мостик надо сделать повыше, чтобы капитану было лучше видно");
- в случае явных затруднений у детей в осуществлении замысла, объяснить и показать, как надо строить то или иное;
- включаться в игру, не изменяя её содержания (например, советом или наводящим вопросом напомнить, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, правильно распределить обязанности и т. д.). Живое участие педагога в строительных играх создают особую близость во взаимоотношениях с детьми.
-осуществляя руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников с ТНР педагог опирается на опыт, знания, умения детей, стремиться развить у них смекалку, творчество: "Догадайтесь, как из горки сделать мост?", "Что нужно сделать, чтобы под аркой дома проезжала эта машина?" и т. д.
Кроме работы с конструктором также у детей старшего дошкольного возраста с ТНР проводится работа с бумагой и картоном. Ведётся как индивидуальная, так и подгрупповая формы работы. Конструирование с бумагой развивает у детей с ТНР способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям.
Большое значение имеет индивидуальный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче. Затем подключают к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение. Хорошими приёмами являются положительная оценка работы малоактивного ребёнка, подчёркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки ещё лучше.
Для развития самооценки и самоконтроля ребёнку можно предложить сделать игрушку для игры в "магазин". Тогда он на деле убеждается, нравится ли его поделка, "покупают" ли её сверстники, старшему дошкольнику приходится сравнивать её с работой товарищей, находить причины неудач, искать способы их устранения. Хороший приём самоконтроля - предложения использовать свою игрушку в действии: "Ну-ка, попробуй, как летит твоя стрела, крутится ли волчок, подходит ли по размеру пилотка…"
Большое внимание уделяется обучению детей работе с природным материалом. Дети привлекаются к сбору природного материала, складывают собранный материал по видам (шишки, жёлуди, каштаны, листья, ореховая скорлупа) и изготавливают из него различные поделки. Привлекать к сборке природного материала и родителей попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.
При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы : консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, мастер-классы, родительские собрания.
Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.
Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по конструированию положительно влияет на содержание творческих конструктивных игр. Постройки детей становятся разнообразнее, содержательнее, интереснее становятся игры с ними.
Дети старшего возраста осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций, познают конструктивные свойства деталей и материалов, расширяется область творческих проявлений.
Для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию у старших дошкольников организовываются игры и в самостоятельной деятельности. Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы. Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек, геометрических фигур, конструкторов «Лего» и «ТИКО». Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте также используются при ознакомлении с элементами грамоты и при обучении элементарным математическим представлениям, детям с ТНР легче запомнить букву или цифру, если он выложит её из палочек или соберёт из конструктора, например из конструктора «ТИКО».
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию, открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования.