Юля Попкова
«Сороки-птицы, летите, весну несите!» Конспект занятия в старшей группе с использованием фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: тематическое.
Цель: познакомить детей с народным обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике Сороки. Донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в русских народных традициях. Приобщать через игру к фольклору, отражающего жизнь народа, его опыт, духовный мир и чувства наших предков.
Программные задачи:
• Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
• Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
• Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
• Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
• Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
• Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Предварительная работа: заучивание с детьми закличек, стихов о птицах; рассматривание картинок с изображением птиц; обучение игре на детских музыкальных инструментах, разучивание музыкального материала: хороводной игры «Золотые ворота», «Жаворонок» песенки «Веснянка», танца «Веснянка».Создание видеофильма «Сороки», презентации к образовательной деятельности.
Оборудование:
• Телевизор, музыкальный центр
• зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами, карусель из разноцветных гофрированных лент (по количеству участников, «ворота» из лент и цветов ;
• Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, стол накрыт скатертью. На столе самовар, хохломская посуда;
• Русские народные костюмы для детей и ведущих, атрибуты для входа детей и игр: балалайки, птички на палочках, свистульки,шумовые инструменты;
• Для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей, кусочки теста, стеки, салфетки, поднос.
Ход занятия.
Дети за дверью. В зал под русскую народную мелодию входят 2 ведущих.
1 ведущий:
— Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. И мы сегодня празднуем день встречи весны “Сороки”.
2 ведущий:
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
1 ведущий:
— Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить и зиму побороть. Но хоть «зима весну пугает, да сама тает», пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.
Дети под музыку входят в зал двумя группами: 1 группа — играет на свистульках и дудочках, 2 группа — с атрибутами встречи весны (ленты, бумажные птицы).
Все проходят цепочкой через ворота, проходят и соединяются в круг.
2 Ведущий : Будем с вами все вместе весну- красну встречать, да в игру народную хороводную «Золотые ворота» играть.
Для проведения игры нам необходимо 2 водящих,которые и образуют воротики, а выберем мы их при помощи считалочки. (выбираются 2 водящих детьми при помощи считалок – Приложение 1)
Как у наших у ворот собирается народ
Начинается игра «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота».
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
(Игра повторяется 4-5 раз, затем под музыку дети проходят на стулья)
Аудиозапись пения птиц.
1 Ведущий : Что вы слышите ребята?
Дети: мы слышим пение птиц.
2 Ведущий : Почему птицы поют так весело и звонко?
Дети: Наступила весна, и стало тепло.
1 Ведущий:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
«Люди радовались приходу весны, слагали о ней пословицы и поговорки. Какие поговорки и пословицы вы знаете о весне?
Дети: «Матушка-весна всем людям красна»,
«Весна – сестра солнца»,
"Весна красна цветами, а осень плодами",
"Весенний день, что ласковое слово",
«Весна все оживит»
«Зима кончается – весна начинается»
«Сколько проталинок – столько и жаворонков»
1 Ведущий: А сейчас мы всех вас приглашаем на весеннюю карусель
Исполняется песня- танец «Веснянка» (Музыка и слова З. Лозинской.)
2 Ведущий : Ребята вы знаете что на Руси весну –красну не только встречали, её зазывали. А какие заклички вы знаете про весну?
1ребенок :
Весна – весна проснись ото сна!
А ты зима ступай за моря
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
2 ребёнок:
Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла!
3ребёнок:
Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
4ребёнок:
Жаворонки, прилетите.
Весну-красну принесите.
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе. На бороне. На овсяном снопе.
5ребёнок:
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная надоскучила,
Руки, ноги отморозила»
6 ребёнок:
Ты птица – жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
7 ребёнок:
Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!
8 ребёнок:
Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью, с радостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»
1 Ведущий: Весна принесла свои весенние праздники. На Руси существовал особый праздник встречи и закликания весны. Назывался он “Жаворонки”,Сороки”,”Заклички Весны”, люди говорили что на сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Я припасла для вас сказку. Сказку слушайте, да прикидывайте, что в ней правда, а что вымысел.
«В некотором царстве, в некотором государстве жила – была Весна - Красна. Всем люба была за своё веселье да трудолюбие. Да и она тех, кто работать любил, земле – матушке поклонялся, щедро одаривала. Но вот однажды захватил весёлую хлопотунью в плен злой Вьюговей, стало на земле холодно и голодно, невесело; звери в норы забрались, птицы в гнёздах съёжились. Задумались люди, что делать, кого Весне – Красне на помощь послать? Самим идти – дороги не ведают, медведя послать, он все тропинки в дремучих лесах знает, тот ещё не проснулся. Приуныли. Но пришла помощь откуда не ждали. Налетела откуда ни возьмись птичья стая «Мы везде летаем, всё знаем, всё видим – вернём Весну – Красну. А вы встречайте нас через двадцать седмиц, три дня и три ночи, потому что путь неблизкий и трудный. С этими словами и улетели сорок птиц из разных стай».
А сейчас уж и назначенный ими срок подходит: пора к встрече готовиться. А вы готовы к ней? (Да)
Давайте мы с вами посмотрим, как этот праздник встречали в народе и в разных селениях праздновали.
Просмотр видеоролика «Сороки»
2 Ведущий: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку. Жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
— Согласно легенде, жаворонки вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, жаворонок проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает ещё выше и летит на исповедь к самому Богу.
— Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.
Жаворонок полевой,
Нет тебя чудесней.
В чистом поле домик твой
В синем небе песня.
Давайте и мы испечем своих жаворонков.
Рассматривание жаворонка. (картинка на экране)
- Какие части тела вы видите у птички (Туловище,голова. На голове клюв и глаза. На туловище крылья, хвост и 2 лапки)
Показ отдельных элементов лепки.
Разделим тесто на две части. Из большого куска раскатаем лепёшку. В ней сделаем четыре надреза. Там где будет голова. Соединим края. Два крыла свернём трубочкой. Хвост надрежем веером.
Ведущий : прежде чем приступить к нашей работе, давайте с вами разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Практическая работа
(Дети проходят за столы, лепят из соленого теста птичек. Выкладывают сделанных птичек на противень. Ведущий ставит противень в печь.)
1 Ведущий : А ну, ребятки, не скучайте, в игру «Жаворонок» поиграйте!
Игра «Жаворонок».
Выбирается жаворонок, в руке у него колокольчик. Он выходит на середину круга, дети поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
(ставит колокольчик между 2 детьми)
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел круглый год!
Раз два три беги
С окончанием музыки жаворонок кладет колокольчик между 2 детьми в кругу, и они бегут в противоположные стороны. Кто быстрей поднимет колокольчик, тот и становится жаворонком.
2 Ведущий: Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение.
(достаёт готовые пирожки- птички» из печи)
Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
Ведущие раздают угощение под музыку, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Рефлексия
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше занятие? А что вам больше всего понравилось больше всего? Вы, ребята, молодцы, очень дружные и веселые. На этом наш праздник подошёл к концу и нам пора возвращаться в группу.
(под музыкальное сопровождение дети возвращаются в группу)
Приложение 1
Считалки:
«Тили-тели», — птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка,
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.