Наталья Емец
Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия у детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка,его мыслительной деятельности,активизация познавательных интересов,воспитание самостоятельности в овладении ЗУН,формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии. Одной из психических функций,которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими,является осязание.
Публикация «Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия у детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Роль осязания для глухих детей имеет важное значение,т. к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окружающими его предметами,осязание оказывает влияние на процесс овладения устной речью.
Развитие слухового восприятия так же тесно связано с таким психическим процессом,как внимание. Приведу примеры для развития непроизвольного внимания:
-перед ребенком лежат две картинки,на которых нарисованы две девочки,у одной бант красный,у другой -синий. Предлагается посмотреть на картинки,затем переворачиваем и задаем на слух часть вопроса :/Что различного/в одежде девочек?Можно предложить занимательную картинку зеленого леса,где в ветвях замаскированы фигуры животных,птиц. На слух задается вопрос :/Что (кто)нарисовано на картинке?/.Можно предложить ребенку закрыть глаза,отстукиваем ритм,взяв его ладошки в свои,предлагаем воспроизвести этот ритм. На слух дается задание :/Сделай так же/./Отстучи этот ритм/./Повтори/.Эти и другие упражнения предлагаются для выявления непроизвольного внимания у детей 6-7 лет. Часть вопроса /в скобках/задается на слух,а часть вопроса - слухо-зрительно. Объясняется это тем,что не накоплен слуховой словарь.
После упражнения по восприятию речи в связи с выявлением на слух состояния непроизвольного внимания можно переходить к упражнениям по восприятию речи на слух в сочетании с развитием произвольного внимания. С этой целью можно рекомендовать следующие упражнения.
1. Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания:
-обведи карандашом,назови число 1137.
-посмотри на цифры 2,1,7,9,10.
-отвернись (убрать одну из них) :/Какой не хватает?/
-посмотри на картинки :волк,медведь,лиса,заяц,тигр,лев. Отвернись (переставить 1-2 картинки)./Что изменилось?/
2. На развитие слухового внимания :
-Буду называть части тела человека. Слушай:голова,ноги,туловище,руки. Послушай второй раз:голова,туловище,руки. /Чего я не назвала?/
-Отгадай, кого я нарисовала:/длинные ушки,короткий хвост,красные глазки,прыгает/.
3. На развитие тактильного восприятия, связанного с вниманием:
-/Угадай,что я нарисовала/ на ладошке:(круг,треугольник,прямоугольник);
-/Какие буквы я написала/ на ладошке:а,к,з,ш,о.
В упражнениях на развитие внимания можно предложить упражнения на нахождение изменений в объектах,определение предметов,лишних деталей,составление по образцу,нахождение ошибок,несоответствий,выбор одинаковых объектов по цвету,величине,форме др.