МААМ-картинки

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника. Консультация для родителей

Ирина Бельская
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника.

Консультация для родителей.

Дошкольники очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят : у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Образная, богатая

Публикация «Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника, Консультация для родителей» размещена в разделах

синонимами, эпитетами и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста - явление крайне редкое. А между тем овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей и воспитателей, а уж систематические занятия по развитию речи - явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошколь-ника с младшего возраста. Назовем наиболее типичные.

1. Состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений речь. Однословные ответы на вопросы (да, нет, хорошо, плохо).

2. Лексически бедная речь, недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета.

3. Использование в речи сленговых слов, рекламных клише.

4. Неспособность грамотно сформулировать вопрос.

5. Неспособность построить монолог.

6. Нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест.

7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием младших дошкольников. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов : потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д. Известно, что художе-ственная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Поэтому, используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития младшего дошкольника. В качестве материала для развития речи дошкольников предлагаются произведения малых жанров (колыбельные песни, потешки, поговорки, скороговорки, считалочки, загадки). Это обусловлено возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий пе-риод времени.

Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек.

Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни и потешки - бесценный материал который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фо-нематический слух.

Примеры работы с художественными текстами колыбельных песен и потешек.

1. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную песню, сопровождая текст показом произносимых действий.

Люли, люли, люленьки.

Прилетели гуленьки. (Взмахнуть руками и показать, как прилетели гули.)

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки. (Показать руками, как гули сели возле люльки.)

Стали люленьку качать. (Показать руками, как гули покачивали люльку.)

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки.

Прилетели галоньки. (Взмахнуть руками и показать, как прилетели галки.)

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки. (Показать руками, как галки сели возле люльки.)

Стали галки напевать

И качалоньку качать. (Показать руками, как галки покачивали люльку.)

При повторном чтении колыбельной попросите детей повторять за вами сначала все движения, а затем, после очередного прочтения, слова. Выучив текст песни, младшие дошкольники смогут ответить на следующие вопросы.

• Кто такие гуленьки?

• Что они делают возле люленьки малыша?

• Кто такие галоньки?

• Что они делают возле люльки малыша?

2. Выразительно прочитайте или спойте колыбельную, сопровождая показом рук те образы, которые описаны в колыбельной.

Люли, люли, моя крошка,

Люли, люли, тонконожка,

Ты б скорее засыпал,

Поскорее подрастал,

Подрастал сильный, сильный (показать руками, какой крошка сильный,

Как березка, стройный, стройный (показать руками, какой крошка стройный,

Как дубочек, крепкий, крепкий (показать руками, какой крошка крепкий,

Словно лебедь, белый, белый,

Зайки серого резвее (показать, как скачет зайчик,

Птички певчей веселее (показать, как птичка поет).

После знакомства с текстом воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.

• Как ты понимаешь слово «тонконожка»?

• Какое дерево напоминает стройный человек?

• Какое дерево напоминает крепкий человек?

• Какую птицу напоминает белая кожа человека?

•Какой зверек в лесу самый резвый? .

• Кто из обитателей леса самый веселый?

После многократного повторения текста, когда дошкольники хорошо владеют его содержанием, предложите им ответить на вопросы.

• По какому лесу бредет герой произведения?

• Куда он собирает грибочки?

• Где растут рыжики?

• Где собирает герой произведения березовики? Как по-другому называют такие грибы?

• Где растут опеночки?

• Где можно найти в лесу гриб-боровик? Какого цвета у него ножка?

3. Выразительно прочитайте потешку «Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

После многократного прочтения потешки предложите детям ответить на вопросы.

• Где сидит белка и продает орешки?

• Кому она продает орешки?

• Как в народе называют мишку? Почему?

• Как в народе называют зайку? Почему?

• Куда кладет белка купленные животными и птицами орехи?

• Кто из перечисленных героев имеет зобок?

• Кто из перечисленных героев имеет лапочку?

Когда работа с художественным текстом станет для детей привычным делом, предложите им найти на картинке любого понравившегося героя потешки: лисичку, воробья, синичку, мишку, зайчика.

Когда дети выберут персонажа, попросите их составить небольшой рассказ (три-четыре предложения) о нем.

Знакомство с пословицами и поговорками и их активное использование

в ежедневной речи.

Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке.

1. Произнесите скороговорки, отчетливо выделяя повторяющийся звук.

Шила в мешке не утаишь.

Ошибся что ушибся.

Шуршат камыши, в камышах - малыши.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Где щи - тут и нас ищи.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

2. Произнесите понравившуюся скороговорку, а затем нарисуйте то, о чем в ней говорится.

Щипцы да клещи - вот наши вещи.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Ехал Грека через реку.

После того как дети нарисуют предметы, о которых говорится в скороговорке, попросите их прокомментировать свой рисунок. Чтобы вовлечь младших дошкольников в речевую ситуацию, предложите им наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как один предмет отличается от другого? Каким ты изобразил данный предмет?». И т. д.

Знакомство со считалочками и их активное использование при формировании грамотной образной речи

Считалка является малым жанром детского фольклора. Кроме фольклорных считалочек существуют литературные, созданные конкретным писателем (С. Михалков «Котята»; Э. Успенский «Тигр вышел погулять»; Л. Фадеева «Научилась я считать»; Д. Хармс «Веселые чижи»; Е. Благинина «Раз-два - синева!» и др. Воспитатель знакомит младших дошкольников с разными считалочками, показывает, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности. Приведем конкретные варианты работы с текстом фольклорных и литературных считалок.

1. Познакомьте детей с текстом считалочки (прочитайте ее наизусть).

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела -

Кто лапти найдет,

Тот водить пойдет.

После того как дети запомнят считалку, предложите им ответить на вопросы. Где ходила лиса? Каким голосом она вопила? Что такое лычки? Что такое лапти? Из какого материала лиса плела лапти?

Можно прочитать детям такую считалку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал.

Серый зайчик убежал!

Здесь уместны следующие вопросы.

• Куда пошел зайчик?

• Кого он встретил?

• Что произошло с зайчиком во время прогулки?

• Какого цвета шерстка у него?

2. Выразительно прочитайте детям одну из следующих считалок.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет,

Скачет

По полям

Тут и там!

Тут и там!

Где проскочит он -

Выходи из круга вон!

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба:

Черного и белого,

Только не горелого.

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Хочет с нами поиграть.

Всех ребят пересчитать.

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять.

Невозможно сосчитать!

(Е. Благинина)

Предложите детям нарисовать героев считалочки и ответить на вопросы.

Использование загадок в развитии речи младших дошкольников

Игра «Отгадай загадку»

Отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте его внимание на то, что, если отгадка приводится без доказательства, возможен другой ответ. Например, «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Дети, как правило, быстро находят ответ на вопрос «Что это?», а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная». «Клубника тоже красная - значит, это тоже правильный ответ?» - воспитатель вносит сомнение в умы детей. И обращает их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный?». Обратите внимание малыша и на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают. Ребенок должен усвоить: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обратите внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может быть, автор загадки имел в виду свеклу? Ведь она тоже вроде красная». Пусть малыши порассуждают?

Занятия по развитию речи с использованием текстов художественной литературы должны проходить несколько раз в неделю.

Если в художественном тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение. Особое внимание уделяется знакомству с эпитетами, сравнениями, метафорами и другими художественно-выразительными средствами языка. Отвечая на вопросы взрослого, описывая предложенные картинки и собственные рисунки, участвуя в совместной игровой деятельности, ребенок использует средства, с которыми его познакомил взрослый.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника. Консультация для родителей
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 13:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника. Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бельская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД