Наталья Харченко
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как педагогическая технология для развития речи, памяти и мышления дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с технологией «мнемотехники» - как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии ;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
- повысить профессиональную компетентность педагогов.
Темочки:
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Образовательные технологии в ДОУ
- Память. Развитие памяти у детей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2025
Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе. Я Шумакова Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ «Москаленский детский сад». Цель моего мастер-класса познакомить педагогов с технологией «мнемотехники» - как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников. А так же повысить профессиональную компетентность педагогов.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Мои наблюдения показывают, что возросло количество детей, неспособных справляться с учебной нагрузкой и легко адаптироваться к школьной жизни. Как все педагоги-дошкольники я знаю, как много в нашей работе различных проблем, но один вопрос мне не давал покоя: Почему, я провожу большую работе с детьми на занятиях и вне занятий, стараюсь дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за последние годы показал, что одной из важнейших составляющих данной проблемы является неспособность детей к запоминанию. И в школе учителя все чаще сталкиваемся с такими проблемами как:
-Бедный словарный запас
-Неумение согласовывать слова в предложении
-Нарушение звукопроизношения
-Неспособность построить монолог
-Бедная диалогическая речь
-Плохое развитие связной речи
Передо мной встала задача, как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, переживать содержание услышанной речи? Как помочь ему научиться коммуникативной речи?
Все ответы на эти вопросы я нашла в технологии мнемотехника. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Многолетние исследования Т. А. Ткаченко показали, что дети дошкольного возраста при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует мнемотехника.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом.
А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).(схема таблицы)
А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.
Перед нами ё лочка :
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.
Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова.
А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное, запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).(образец схемы)
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать :
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Яблоко от яблони недалеко катится»
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Кроме того, использование мнемотаблиц во время занятий развивает :
-внимание,
-усидчивость,
-живой интерес к обучению,
-воображение,
-логическое мышление,
-мелкую моторику,
-умение анализировать
Считаю, что чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Было трудно, но.
- Я приобрела.
- Меня удивило.
- Мне захотелось.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Список литературы:
1. Белоусова Л. Е. «Весёлые встречи». Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники : Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений - 128 с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.
3. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
4. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — : Просвещение, 1985.
5. Т. А. Ткаченко Учебное пособие. Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов.
6. Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — к совершенству». — М. : Лист, 1998.