Ольга Дерина
Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи ребенка является его общение со взрослым. Прекрасным средством развития речи малышей является мир природы. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Публикация «Использование прогулки для речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение, особое значение имеет наблюдение за явлениями природы, за животным или растительным миром. В каждом из видов наблюдений решаются конкретные воспитательные и образовательные задачи.
У детей среднего дошкольного возраста внимание еще достаточно неустойчиво, им бывает трудно сосредоточиться на наблюдении объекта или явления.
У нашей группы есть свой участок, на котором произрастают различные деревья, кустарники, цветы. На территории детского сада растут ели, березки, клены, тополя и другие растения.
Закрепляем знания о строении дерева: ствол, ветки, листья, учимся различать березу и ель. Уточняем названия – цветы, трава, на участке наблюдаем за цветами на клумбах, учимся называть цветы, их окраску, величину.
Во время прогулки дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю.
Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая.
Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.
Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.
Цветы красивые,восхитительные,ароматные.
Во время наблюдений у детей формируется умение слушать речь взрослого, отвечать на его вопросы. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь. Вовремя сказанное четверостишие, потешка или поговорка обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию ярких образов.
Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.
Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.
Рассматривая листья с разных деревьев, называем их: кленовый, березовый, тополиный,рябиновый.
Осенью наблюдаем за листопадом, за хмурым небом, за холодными дождями. Предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она “шуршит”, собираем разноцветные листья в осенний букет. Учимся подмечать сезонные изменения в природе.
В процессе наблюдений у детей развиваются навыки связной и фразовой речи, обогащается активный словарный запас по теме, формируется обобщающее понятие “осень”.
“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмуриться, если дождик льется,
Это время года, осенью зовется”.
“Осень. Обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят”.
Песок. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, бутылочками, “пекут” из влажного песка пирожки.
Сухой песок: сыпется, а из мокрого песка можно лепить.
Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства льда и снега. Объясняю детям, что снег холодный, в руки его брать нельзя, его можно лопаткой класть в ведерочки.
Зимой рассматриваем кормушку, на которую прилетают воробушки, синицы, снегири. Называем птиц, отмечаем особенности внешнего вида. Объясняю детям, что зимой на улице холодно, птицам нечего кушать, нет мошек, червяков, зернышек, предлагаю покрошить хлеба на кормушку.
Рассматривая с детьми льдинки, отмечаю: лед холодный и твердый, им можно постучать, Если воду окрасить краской, то можно получить разноцветные льдинки. Зимой холодно, дует пронзительный ветер.
В процессе наблюдений у детей обогащается активный словарный запас по теме, они учатся отвечать на вопросы, усваивают обобщающее понятие “зима”.
“Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой”!
“Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок”.
“На заборах и крылечке,
Все блестит и все бело.
Нет свободного местечка,
Всюду снега намело”.
Весной обращаю внимание детей на то, что стало тепло, пригревает солнышко. Дует теплый ветер. Предлагаю поиграть с вертушками, султанчиками. Появляются первые ручейки, тают сосульки. Понаблюдаем за ручейком.
В процессе наблюдений у детей обогащается словарный запас по теме, они учатся вслушиваться в текст и повторять его по частям вслед за педагогом, развиваются навыки связной речи, формируется обобщающее понятие “весна”.
“В гости к нам пришла весна.
Очень теплая она.
Солнце светит, солнце греет.
Всюду травка зеленеет”.
Наблюдения за бабочкой, божьей коровкой приносят нашим детям много радости. Предлагаю полюбоваться красивыми крылышками божьей коровки, посмотреть, как легко порхают разноцветные бабочки.
Объясняю, что нельзя обижать беззащитные маленькие существа.
Активно использую на прогулке игры на расширение словарного запаса, на развитие быстроты реакции. Такие игры как «Кто, как разговаривает?», «Подскажи словечко» (ворона каркает, а сорока.). Для закрепления употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении играем в игры: «Что происходит в природе?» (Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает) или такая игра «Кто может совершать эти действия?» (Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт)
В результате своей работы считаю что, использование прогулки способствуют развитию речевой активности детей, а также обеспечивает запоминание большого количества речевого материала и активизирует такие важные процессы как память, внимание, мышление.