Ирина Ревнивых
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приёмов мнемотехники
Развитие речи как психолого-педагогическая проблема имеет первоочередное значение для детей дошкольного возраста, поскольку от сформированности данного навыка зависит полноценное развитие психики ребенка и личности человека в целом. Способность говорить связанно, изъясняться так, чтобы тебя понимали, является ключевым фактором успеха в сфере межличностных отношений.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Таким образом, актуальным является вопрос поиска наиболее продуктивных методов стимулирования развития речи детей, - в качестве таковых в условиях современного дошкольного образовательного учреждения все чаще рассматривается мнемотехника, как инновационная образовательная технология, позволяющая активизировать мозговую деятельность участников занятий.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехнику как особую методику в различных теоретико-методологических источниках трактуют в различных аспектах: «Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками - квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа».
По мнению Л. В. Омельченко, главная особенность методики состоит в том, что происходит «применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов». Подобные средства и приемы являются критически важными в период дошкольного детства, поскольку мыслительные операции у детей совершаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный иллюстративный материал усваивается гораздо успешнее вербального.
При организации работы с включением мнемотехнических приемов, центральное значение в практике занимает различный дидактический материал в виде мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей и схем-моделей. Отметим, что существование иллюстрированного плана-схемы позволяет сделать рассказы более целостными, логически стройными, грамотными.
Помимо типологии дидактических материалов, важно определить основные подходы при использовании мнемотехники. Принято выделять «системный – применяется в системе обучения и воспитания, личностный – учитывает возможности и потребности каждого дошкольника, деятельностный – дошкольник сам производит действия (читает предложенные воспитателем схемы, таблицы, диалогический – ориентирован на диалог, культурологический – расширение словарного запаса, развитие связной речи, информационный – воспроизведение информации через схемы о явлениях окружающего мира».
Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста, постепенно усложняя задания и материалы.
А. В. Князева также отмечает, что «работая с таблицами или коллажами, дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно».
Таким образом, мнемотехника по своей сущности является многофункциональным методом обучения, применение методики расширяет представления детей дошкольного возраста об особенностях окружающего мира, формирует и способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, и, безусловно, формирует связную речь – все это в последствии способствует более эффективному обучению ребенка в школе. Мнемотехника в современном дошкольном образовательном учреждении все чаще рассматривается как один из базовых способов организации деятельности детей, в том числе, и на занятиях по развитию речи, что обусловлено высокой степенью влияния образного восприятия на коммуникативные навыки ребенка.
Литература:
1. Вязникова Е. А. Использование мнемотехники в развитии речи детей // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - №4 (7). - С. 40-43.
2. Князева А. В. Использование элементов мнемотехники для развития связной речи детей с диагнозом ОНР [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: https://www.gvsmirnova.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4719-l-r-sp-862.html - 18.10.2018.
3. Куклина Л. Д. Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 158-161.
4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 24–29.
5. Ткаченко М. В., Алеева Ю. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 152-154.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16-21.
7. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. 128 с.