Получи документы

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

Ирина Ревнивых
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов мнемотехники

в развитии связной речи детей

Развитие речи как психолого-педагогическая проблема имеет первоочередное значение для детей дошкольного возраста, поскольку от сформированности данного навыка зависит полноценное развитие психики ребенка и личности человека в целом. Способность говорить связанно, изъясняться так, чтобы тебя понимали, является ключевым фактором успеха в сфере межличностных отношений.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» размещена в разделах

Таким образом, актуальным является вопрос поиска наиболее продуктивных методов стимулирования развития речи детей, - в качестве таковых в условиях современного дошкольного образовательного учреждения все чаще рассматривается мнемотехника, как инновационная образовательная технология, позволяющая активизировать мозговую деятельность участников занятий.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику как особую методику в различных теоретико-методологических источниках трактуют в различных аспектах: «Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно - графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками - квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа».

По мнению Л. В. Омельченко, главная особенность методики состоит в том, что происходит «применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов». Подобные средства и приемы являются критически важными в период дошкольного детства, поскольку мыслительные операции у детей совершаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный иллюстративный материал усваивается гораздо успешнее вербального.

При организации работы с включением мнемотехнических приемов, центральное значение в практике занимает различный дидактический материал в виде мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей и схем-моделей. Отметим, что существование иллюстрированного плана-схемы позволяет сделать рассказы более целостными, логически стройными, грамотными.

Помимо типологии дидактических материалов, важно определить основные подходы при использовании мнемотехники. Принято выделять «системный – применяется в системе обучения и воспитания, личностный – учитывает возможности и потребности каждого дошкольника, деятельностный – дошкольник сам производит действия (читает предложенные воспитателем схемы, таблицы, диалогический – ориентирован на диалог, культурологический – расширение словарного запаса, развитие связной речи, информационный – воспроизведение информации через схемы о явлениях окружающего мира».

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего возраста, постепенно усложняя задания и материалы.

А. В. Князева также отмечает, что «работая с таблицами или коллажами, дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно».

Таким образом, мнемотехника по своей сущности является многофункциональным методом обучения, применение методики расширяет представления детей дошкольного возраста об особенностях окружающего мира, формирует и способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, и, безусловно, формирует связную речь – все это в последствии способствует более эффективному обучению ребенка в школе. Мнемотехника в современном дошкольном образовательном учреждении все чаще рассматривается как один из базовых способов организации деятельности детей, в том числе, и на занятиях по развитию речи, что обусловлено высокой степенью влияния образного восприятия на коммуникативные навыки ребенка.

Литература:

1. Вязникова Е. А. Использование мнемотехники в развитии речи детей // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - №4 (7). - С. 40-43.

2. Князева А. В. Использование элементов мнемотехники для развития связной речи детей с диагнозом ОНР [Электрон, ресурс]. - Режим доступа: https://www.gvsmirnova.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/4719-l-r-sp-862.html - 18.10.2018.

3. Куклина Л. Д. Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2017. С. 158-161.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. № 4. С. 24–29.

5. Ткаченко М. В., Алеева Ю. В. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста // Цифровое общество в контексте развития личности : сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 152-154.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16-21.

7. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 12:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ревнивых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД