Ирина Шабалина
Использование приемов развития моторной координации в играх на формирование фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование для занятий: предметные картинки, символы гласных звуков по Т. А. Ткаченко, массажные следы и ладошки, шипы-балансиры, сквиши (мягкая и приятная на ощупь антистресс- игрушка – арбуз, апельсин, яблоко, лайм).
Упражнение 1. Цель: выделение звука [а] из ряда гласных звуков; Перед ребенком на полу дорожка из массажных ковриков. Инструкция: Я буду петь разные звуки, а ты будешь прыгать на коврик, только тогда, когда услышишь звук [а]. Логопед поет звуки: о, а, ы, э, а, и, у, а, о, э, ы, а. Аналогично игра проводится на выделение других гласных звуков: о, у, и, э.
Публикация «Использование приемов развития моторной координации в играх на формирование фонематического слуха» размещена в разделах
Упражнение 2. Цель: выделение звука [а] из ряда гласных звуков из закрытых слогов; Перед ребенком три сквиша – персик, арбуз и лайм. Инструкция: Я буду произносить разные звуки, а ты будешь нажимать на сквиш - арбуз только тогда, когда услышишь звук [а]. Логопед поет звуки: о, а, ы, э, а, и, у, а, о. Ак, ит, ом, ат, ум, ик, ан.
Упражнение 3. Цель: выделение начального ударного звука [а] из слов; Перед ребенком на полу в виде дорожки расположены массажные полусферы (кочки). Инструкция: Я буду произносить слова, а ты будешь наступать на кочку, только тогда, когда услышишь, что слово начинается со звука [а]. Логопед произносит слова, акцентируя голос на звуке [а] : Аня, утка, арбуз, осень, аист, игла, арбуз.
Упражнение 4. Цель: выделение звука [у] из ряда гласных звуков и закрытых слогов; Перед ребенком три сквиша – яблоко, лайм, апельсин. Инструкция: Я буду произносить разные звуки, а ты будешь нажимать на сквиш - апельсин только тогда, когда услышишь звук [у]. Логопед поет звуки: о, у, ы, э, у, и, э, а, у, о. Ук, ит, ом, ут, ам, ик, ун; уши, осень, утка, удить, умный.
Упражнение 5. Цель: дифференциация звуков звука [а] – [у] из ряда закрытых слогов; Перед ребенком на полу дорожка из массажных шипов желтого и синего цвета. Инструкция: Я буду говорить, а ты будешь наступать на синий коврик, если услышишь звук [а], на желтый коврик, если услышишь звук [у]. Логопед проговаривает: ак, ит, ук, ом, ик, ат, ум, ам, ом, ин, ан, ут, ок, ун.
Упражнение 6. Цель: дифференциация звуков [а] – [у] в словах; Перед ребенком на полу дорожка из массажных ковриков желтого и синего цвета. Инструкция: Я буду говорить, а ты будешь наступать на синий коврик, если услышишь звук [а], на желтый коврик, если услышишь звук [у]. Логопед показывает картинки и называет слова, выделяя голосом первый звук: арка, улитка, азбука, улей, арбуз, утка, астра, ушки, аист; утка, уши, алый, умный, Аня, удить, улей, Алик; удочка, астра, арфа, азбука, улей, арка, ушки, улица.
Упражнение 7. Цель: выделение звука [о] из ряда гласных звуков; Перед ребенком символы гласных звуков. Инструкция: я буду петь гласные звуки, ты будешь поднимать символ звука [о], только когда услышишь звук[о] : [а], [у], [о], [и], [а], [о], [ы], [а], [о].
Упражнение 8. Цель: дифференциация звуков [а], [у], [о] в словах; Инструкция: Я называю картинку, а ты будешь нажимать на сквиш, если услышишь звук [о] : арка, окна, астра, утка, аист, ослик, улей, обруч. Аналогично игра проводится на дифференциацию звуков [а], [у].
В заключение констатируем, с применением на занятиях описанных игр и упражнений, мы создали позитивный настрой и условия для развития интереса и положительной мотивации. Использование приемов развития моторной координации, медиатренинга («медиатор» - посредник) дополнительно к основному содержанию (развитие фонематического слуха, способствует активизации речевых зон в коре головного мозга, развивает общую и мелкую моторику, что, в свою очередь «обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях».
Список использованных источников
1. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет :
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» /Е. В. Колесникова. – М. : Ювента, 2007.
2. Кольцова, М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей / М. М. Кольцова. – Л. – 1980.
3. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2019.
4. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей /Т. А Ткаченко, М. : Гном и Д, 2005.
5. Ткаченко, Т. А. Фонематическое восприятие : Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. Издательство: Книголюб, 2008.